Что такое вом на тракторе

Вом трактора мтз — назначение, устройство

что такое вом на тракторе

Современный ВОМ МТЗ или вал отбора мощности предназначен для передачи мощности двигателя современной сельхоз техники навесному оборудованию.

Имеет сложное устройство. В тракторах МТЗ располагается с боков или же спереди. Также на популярных моделях сельхоз техники предусмотрен боковой вал отбора мощности. Приводится в действие от КПП.

Вом мтз и его устройство

Cостоит из таких элементов как:

  1. Тяга и рычаг;
  2. Корпус и колпак;
  3. Фиксатор и его пластина;
  4. Шестерня (передвижная);
  5. Поводок и ВОМ МТЗ.

Механизм включают и выключают при обязательно выключенной муфте сцепление. Кроме этого элемент оснащен планетарным приводом, который монтируется в корпус заднего моста.

Регулируем ВОМ трактора

ВОМ МТЗ не требует особого ухода, ведь механизм крепкий и прочный. Также имеет большой срок службы. Однако рекомендуем все же периодически следить за состоянием устройства.

То есть проверяйте, чтобы не было течи через уплотнения. Кроме этого специалисты советуют периодически подтягивать резьбовые соединения вала отбора мощности. Также смазывайте детали маслом.

Агрегат необходимо регулировать. Естественно, если у вас нет соответствующих навыков, лучше данную процедуру доверить специалистам. Регулировка тормозных лент ВОМ МТЗ.

Данную процедуру необходимо делать, если:

  • ВОМ трактора периодически пробуксовывает;
  • Рычаг управления вала отбора мощности при переключении упирается в паз ПУ;
  • Не наблюдается повышенного усилия при переходе через нейтральное положение.

При обнаружении вышеописанных признаков необходимо отрегулировать ВОМ трактора.

Для этого сначала советуем установить рычаг на «нейтралку». С помощью стержня в восемь миллиметров фиксируем данное положение.

Вместе с плитой аккуратно демонтируйте ограждение вала отбора мощности. Затем необходимо отвернуть все болты, снять пластину (стопорную). Далее поверните ось с тормозной лентой по часовой стрелке.

На данном этапе необходимо выбрать зазор между барабаном и лентой. После этого вмонтируйте пластину, далее застопорите ее болтами. Регулировка ВОМ трактора завершена!

Осталось всего лишь вынуть из рычага стержень для его фиксации.

Помните, что если регулировка ВОМ МТЗ была выполнена правильно, то рукоятка в таких положениях как «Выкл.» и «Вкл.» будет находиться на расстоянии 30 мм от ПУ.

Как правило, после регулировки ВОМ трактора работает исправно.

Однако если вы даже после проведения ремонта слышите шум, который постепенно увеличивается с добавлением нагрузки, рекомендуем заменить подшипники, сателлиты, шлицы и оси.

Обнаружили следы масла на корпусе вала отбора мощности? Манжеты вала износились и, следовательно, потеряли свою упругость.

Для устранения поломки еще раз снимите ВОМ трактора. Затем внимательно осмотрите прокладку между крышкой и мостом. Если прокладка механизма износилась, ее также заменяют новым ремкомплектом.

Источник: https://mtzrostov.ru/blog/vom-traktora-mtz-naznachenie-ustrojstvo/

Вом трактора мтз: конструкция и регулировка

что такое вом на тракторе

Для того чтобы навесное оборудование могло функционировать, на тракторах устанавливают устройство, которое передает вращение от двигателя трактора присоединенной системе. Это устройство получило название вал отбора мощности или сокращенно ВОМ. Трактора МТЗ оборудованы ВОМ, установленным обычно в заднем положении, иногда в боковом.

Задний ВОМ

Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:

  1. Независимый. При таком режиме число оборотов вала зависит от оборотов двигателя трактора. Привод, связанный через муфту с маховиком дизеля, обеспечивает две частоты работы – 540 об/мин и 1000 об/мин при оборотах двигателя выше 2100 об/мин.
  2. Зависимый (или синхронный). В данном режиме обороты вала определяются скоростью движения трактора. ВОМ в данном случае получает вращение непосредственно от КПП. Вал проворачивается на 3.5 оборота за 1 метр пройденного трактором расстояния. Соответственно, чем выше скорость движения, тем быстрее будет крутиться ВОМ.

Боковой ВОМ

Боковой ВОМ необходим, чтобы привести в действие механизмы и приспособления, которые навешены на трактор в передней или боковой частях. Конструкционно он представляет собой отдельный механизм в корпусе из чугуна, прикрепляется с помощью штифтов и болтов на левый люк КПП трактора.

Боковой ВОМ имеет только независимый привод и подключен к коробке передач.

Для включения бокового ВОМ необходимо потянуть вверх тягу, которая находится в кабине слева от сиденья тракториста. При этом поворотный рычаг сдвигает валик с поводком, а подвижная шестерня зацепляется с шестерней КПП. Боковой ВОМ работает в двух режимах: 535 об/мин и 735 об/мин. Режим переключается понижающим редуктором коробки перемены передач.

Состав ВОМ

Основными компонентами вала отбора мощности относятся 2-х скоростной редуктор, переключатель привода с независимого на синхронный и планетарный редуктор.

Главным механизмом, который отвечает за включение определенного типа привода и изменение крутящего момента является планетарный редуктор.

Планетарный редуктор

Основной его частью является водило. На ступицу водила на бронзовой втулке установлена солнечная шестеренка. В водило запрессованы втулки, на которых смонтированы три сателлита. С помощью шлицевого соединения водило зацеплено с валом. Вал оканчивается хвостовиком, с которого производится отбор мощности. Само водило охвачено коронной шестерней с валом привода, на который через муфту передается вращение.

Переключение производится с помощью рукоятки, которая находится в кабине тракториста. Поворачивая против часовой стрелки включают зависимый режим, по часовой – независимый. Для отключения ВОМ необходимо перевести поводок в среднее положение.

Редуктор располагается в корпусе заднего моста трактора.

Механизм включения ВОМ состоит из тормозных барабанов и лент и устройства привода лент. Один из тормозных барабанов установлен на водило. Другой жестко привязан к солнечной шестерне. Оба барабана могут блокироваться тормозными лентами, расположенными вокруг них.

Принцип работы заключается в следующем: рычаг включения ВОМ перемещается назад в положение «Вкл». При этом барабан солнечной шестерни тормозится и блокируется тормозной лентой, а барабан водила, наоборот, отпускается. Таким образом, сателлиты перемещаются по застопоренной солнечной шестерне, соответственно проворачивается водило и его вал.

Чтобы выключить ВОМ, необходимо перевести рычаг вперед, в положение «Выкл», и происходит зеркальный процесс. Тормозная лента стопорит барабан водила, а солнечная шестерня разблокируется. Соответственно коронная шестерня через сателлиты передает энергию на солнечную шестерню, которая вращается без какой-либо нагрузки.

Эксплуатация

Основные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации ВОМ:

  • при работах, в которых не планируется использование ВОМ, тип привода необходимо переключить в нейтральное положение, а редуктор независимого привода переключить на низкие обороты;
  • зависимый привод разрешается включать только на остановленном тракторе на запущенном дизеле после включения скорости, при плавном включении сцепления;
  • независимый привод подключают при самых минимальных оборотах двигателя.

Неисправности и регулировки ВОМ

Учитывая простоту конструкции, для механизма ВОМ тракторов МТЗ не нужны специальные процедуры ТО. Наиболее подвержены неисправностям элементы управления работой ВОМ. В случае появления какого-либо из следующих признаков:

  • рычаг включения-выключения упирается в пол;
  • ход рычага излишне большой;
  • включение и выключение ВОМ требует больших усилий;

необходимо провести проверку на целостность, износ деталей, при необходимости осуществить регулировки или ремонт. Также ремонт может понадобиться в случае, если вал начал пробуксовывать.

Внешние регулировки

  1. Рычаг управления переводится в нейтральное положение и фиксируется стержнем толщиной 8 мм.
  2. С вала снимается плита и ограждение.
  3. Отворачивается крепежный болт, с хвостовика снимается стопорная пластина, затем ось проворачивается по часовой стрелке до того момента, когда будет выбран зазор между барабаном и лентой.
  4. Стопорная пластина устанавливается обратно на эксцентриковую ось и крепится болтом.
  5. После этого рычаг можно разблокировать.

Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности.

В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.

Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.

После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:

  1. Эксцентриковая ось устанавливается в исходное положение (крайнее справа) и фиксируется пластиной.
  2. Рычаг управления типом привода в нейтральном положении стопорится стержнем толщиной 8 мм в отверстии корпуса заднего моста.
  3. Регулировочные винты необходимо затянуть с усилием 10 Нм и ослабить на 2-2.5 оборота.
  4. Рычаг включения с помощью регулировки длины тяг устанавливается в центральное положение.
  5. Регулировочным болтом добиваются расстояния 32-35 мм на рычаге управления и контргайкой затягивается.
  6. Вынимается фиксирующий стержень.

Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:

  1. Снимается крышка люка.
  2. До упора заворачиваются регулировочные болты.
  3. Установочный болт закручивается в рычаг и корпус моста.
  4. Снимается полностью механизм сервоусиления.
  5. От рычага управления отсоединяется тяга.
  6. Регулировочные болты ослабляются до тех пор, пока не получится провернуть хвостовик ВОМ вручную.
  7. Накручиванием вилки регулируется длина тяги.
  8. Тяга присоединяется к рычагу.
  9. Механизм сервоусиления устанавливается на место.

Демонтаж ВОМ

При сильном износе тормозных лент, когда регулировкой не получается добиться нужного эффекта, необходимо бывает демонтировать ВОМ для их замены.

Для этого:

  1. Снимают козырек ВОМ и колпачок хвостовика вала.
  2. Снимают крышки и выкручивают регулировочные болты тормозных лент.
  3. С помощью специальных технологических болтов выпрессовывают вал из корпуса заднего моста.
  4. Если толщина лент меньше 2.5 мм, их необходимо заменить.

Ситуации, когда появляется шум, который нарастает пропорционально увеличению крутящего момента, выбросы масла на корпус могут сигнализировать о том, что изношены шлицы вала, элементы планетарного редуктора, возможно уплотнительные манжеты потеряли эластичность или разрушились. В таких случаях также необходимо провести демонтаж ВОМ для оценки технического состояния его деталей. При обнаружении дефектов, поврежденные элементы необходимо заменить.

Источник: https://traktoramtz.com/uzly-i-agregaty/vom.html

Вал отбора мощности (ВОМ)

что такое вом на тракторе

Тракторы, не требующие выполнения узкоспециализированных задач, обычно снабжаются механическими и гидравлическими системами отбора мощности. Тракторы специального назначения комплектуются электрическими или пневматическими системами. Назначение всех видов систем отбора мощности – передача вращения от двигателя на дополнительные агрегаты, используемые с трактором/минитрактором.

Вом — вал отбора мощности трактора/минитрактора

В механической системе отбора мощности передача вращения от мотора трактора/минитрактора к агрегатируемой системе передается механическим путем. Выходной конец ВОМ соединяется с валом приема мощности агрегатируемой системы. Старые модели тракторов в своем оснащении имели в качестве оконечного элемента системы отбора мощности приводной шкив, а привод навесного оборудования осуществлялся путем использования ременной передачи.

Вал отбора мощности выходит из коробки передач через отдельное сцепление, имеется специальная муфта ВОМ. На некоторых моделях тракторов трансмиссия привода ВОМ может иметь довольно сложную конструкцию, но она обычно включает в себя те же узлы, что и основная трансмиссия – коробка передач, муфта сцепления, конечные передачи.

Режимы привода вала отбора мощности подразделяются на

  • зависимый,
  • независимый,
  • синхронный,
  • полунезависимый.

Если трактор оборудован независимым приводом ВОМ, то в этом случае потоки мощности разделяются перед основной трансмиссией. Такой тип позволяет передавать вращение на дополнительное оборудование даже во время движения трактора.

Зависимый привод ВОМ конструктивно более прост, так как передача мощности производится из вала коробки передач, однако, привод агрегатируемой системы невозможен при выключенном сцеплении и при движении трактора. Зависимый режим привода ВОМ обычно используется в тракторах промышленного назначения.

При использовании в конструкции полунезависимого привода ВОМ включение и отключение его при движущемся тракторе невозможно.
Синхронный режим привода вала отбора мощности основан на передаче вращения от главной передачи, которое согласуется со скоростью движения трактора.

В современных моделях тракторов обычно используются многорежимные валы отбора мощности, а их частота вращения регулируется при помощи ступенчатых или бесступенчатых трансмиссий. По стандартам, принятым в РФ, для тракторов сельскохозяйственного назначения используются следующие режимы: независимый режим – частота вращения 540 и 1000 оборотов в минуту при номинальной частоте вращения коленвала мотора; синхронный – 3.6 оборота вала отбора мощности на 1 м пройденного пути.

Независимый режим работы ВОМ должен использоваться при эксплуатации машин, частота вращения рабочих агрегатов которых не зависит от скорости движения трактора. К ним относятся навесное, насосное, компрессорное и прицепное оборудование.

Синхронный привод ВОМ обычно необходим для эксплуатации посевных агрегатов, оборудования для дорожных работ, например, разметки.
Современные модели тракторов могут быть оснащены несколькими механизмами ВОМ, в этом случае выходной вал может быть спереди, сзади и сбоку трактора.

Каждый из механизмов ВОМ может быть однорежимным или многорежимным.

Гидравлическая система отбора мощности

Принцип работы гидравлической системы отбора мощности заключается в передаче вращения от двигателя на агрегатируемую систему при помощи потока жидкости, используемой в системе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как сделать раму на минитрактор

ГСОМ (гидравлическая система отбора мощности) широко используется на современных моделях тракторов и мини-тракторов для привода механизмов сложных коммунальных или сельскохозяйственных машин.

Гидравлическая система отбора мощности состоит из аксиально-поршневого или радиально-поршневого гидравлического насоса, распределителя, емкости для используемой в системе жидкости (например, масло), радиатора охлаждения и соединительных муфт.

Гидравлическая система отбора мощности позволяет плавно регулировать частоту вращения, независимо распределять вращение на несколько рабочих органов и автоматизировать процесс. ГСОМ может быть навесной с приводом от вала отбора мощности или находиться внутри конструкции машины.

Электрическая система отбора мощности

Принцип работы электрической системы отбора мощности состоит в передаче мощности мотора трактора/мини-трактора к рабочим органам агрегатируемой системы при помощи электротока. Тракторы, в конструкции которых используется ЭСОМ, по сути своей передвижная электрическая станция.

Электрическая система отбора мощности обычно используется при необходимости работы трактора с механизмами и машинами, оснащенными индивидуальным приводом рабочих органов и при преобразовании мощности мотора трактора в немеханический вид энергии.

ЭСОМ как правило не входит в основную конструкцию трактора, ее установка производится при дополнительной комплектации машины.

На некоторых моделях тракторов/минитракторов имеются специально отведенные на раме площадки для установки генератора. Электрическая система отбора мощности состоит из электрогенератора и распределителя электроэнергии.

Источник: https://tym-mitsubishi.ru/75-val-otbora-moschnosti?page=75-val-otbora-moschnosti

Вал отбора мощности на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82

Вал отбора мощности МТЗ-80 (82)

:

  • Что такое ВОМ?
  • Регулировка ВОМ
  • Вероятные поломки

Регулировка ВОМ МТЗ 80 — это обязательная и регулярная процедура. Схема ВОМ обеспечивает навесное оборудование необходимым усилием, которое передаётся непосредственно от силовой установки. По сути, это комбинированное устройство, которое нуждается в регулярном обслуживании. В противном случае трактор теряет свою функциональность и отправляется в ремонт.

В этой статье, мы рассмотрим, какой ВОМ устанавливается на трактор МТЗ-80, принцип его работы, регулировку, ремонт и возможные проблемы. К слову, трактор МТЗ-82, оснащается точно таким же устройством. Поэтому схема обслуживания и ремонта ВОМ у этих двух машин идентична.

Что такое ВОМ?

Аббревиатура ВОМ расшифровывается как вал отбора мощности, который устанавливается на трактор МТЗ-80 или аналогичный ему МТЗ-82, для обеспечения привода навесных систем и агрегатов.

Хвостовик ВОМ

По способу установки, ВОМ может быть бокового или заднего типа. Самыми оптимальными являются валы отбора мощности с задним расположением. Именно они устанавливаются на большинство колёсных машин и на трактор МТЗ-80 в частности. По принципу действия ВОМ трактора МТЗ-82 может быть трёх видов:

  1. Синхронный. По-другому, такой вал называется зависимым. Обороты агрегата напрямую зависят от режима движения техники. Привод на вал отбора мощности идёт напрямую от редуктора КПП. Средняя частота вращения составляет 3,5 оборота/1 метр пути.
  2. Независимый. Такой механизм соединён непосредственно с двигателем МТЗ-82. Частота его вращения зависит от маховика двигателя, которым оснащён трактор. Кроме того, играет роль включённое или выключенное сцепление. Для МТЗ-80 частота вращения вала составляет 540 или 1000 об/мин.
  3. Комбинированный. Такой ВОМ, может работать в двух перечисленных выше режимах.

Регулировка ВОМ

Чтобы вал отбора мощности, который установлен на трактор, нормально функционировал, его необходимо периодически осматривать и регулировать. Это касается не только МТЗ-82, а вообще всех тракторов. Схема, по которой проходит регулировка, выглядит следующим образом:

  1. Ось эксцентрика устанавливается в первоначальное положение. Нанесённая риска должна быть справа и располагаться вертикально. Положение фиксируется при помощи стопорных пластин.
  2. Отсоединяется тяга.
  3. Откручиваются болты стакана с целью высвободить пружины.
  4. Демонтируется крышка лючка заднего моста. Это обеспечивает доступ к головке натяжного винта.
  5. Рычаг переводится в нейтральное положение и фиксируется болтом. Затем стопорную пластину снимают, а винт затягивают до упора. После этого болт фиксирующий рычаг можно убирать.
  6. Упорный болт заворачивается в наружный стакан.
  7. Рычаг переставляется в положение «вкл». Устанавливается тяга.
  8. Путём регулировки тяги, выставляется необходимый люфт рычага.
  9. По завершении регулировки, все детали возвращаются на свои места, тяги и крепёжные болты усиливаются контргайками.

Вероятные поломки

ВОМ, установленный на трактора МТЗ-82, может некорректно работать по следующим причинам:

При визуальном осмотре обнаружены трещины в проушинах, управляющем валике. На стакане с пружинами есть глубокие вмятины

Трактор МТЗ-80, однозначно ставится в ремонт, схема устранения неисправностей выглядит так:

  • совмещают отверстия переключающего валика и заднего моста. Сделать это можно при помощи рычага управления. Когда отверстия совпадают, в них заворачивается установочный болт;
  • ослабляется контргайка регулировочного болта, который, в свою очередь, до упора вкручивается в рычаг переключающего валика;
  • стопорный болт закручивается в стакан. Затем осторожно вынимается болт регулировки;
  • таким образом, стакан с пружинами снимается целиком. Затем его разбирают и заменяют изношенные или повреждённые детали.

Проблемы с кулачковой муфтой

В этом случае демонтируется кабина трактора МТЗ-82 и от заднего моста отсоединяется коробка передач. После этого происходит замена муфты. Ремонт этой детали нецелесообразен.

Посторонние шумы, которые издаёт задний мост

Вал отбора мощности, установленный на трактор МТЗ-80, работает рывками. Скорее всего, пришли в негодность шлицевые соединения или сточились зубья центральной шестерни. Схема проведения работ выглядит так:

Для начала необходимо демонтировать ВОМ. Вал выпрессовывают и оценивают состояние шестерни. Для этого отсоединяется задний мост и кулачковая муфта. Если визуально наблюдаются большие зазоры или шестерня свободно перемещается, вал отбора мощности необходимо отправить в ремонт. После замены вал устанавливается на место и проводится регулировка.

Хвостовик ВОМ свободно перемещается

Это означает, что ослабла фиксирующая гайка. Как и в предыдущем случае, агрегат полностью демонтируется с трактора МТЗ-82. Если есть возможность, резьба восстанавливается, а гайку затягивают до упора. Если нет, придётся разбирать всю конструкцию и проводить более трудоёмкий ремонт.

Муфта

При визуальном осмотре видны масляные подтёки на крышке вала

Это свидетельствует об износе манжеты или прокладки. В этом случае вал демонтируется и происходит замена прокладки между крышкой ВОМ и задним мостом. Если протечка идёт со стороны хвостовика, снимается кольцо стопора, выпресовывается вал и заменяются манжеты.

Трактор МТЗ-80 не выдаёт максимальной мощности при работе с навесным оборудованием

Вероятная причина в ленточных тормозах. Им нужна регулировка или полная замена. Если регулировка не помогла решить проблему, необходимо снять ВОМ с трактора и замерить толщину лент тормоза. Если толщина меньше 2,5 миллиметров, ленты заменяют.

Это говорит об износе сателлитных осей, опорных подшипников или шлицовых соединений. Оценить техническое состояние этих узлов можно только после того, как ВОМ будет снят с трактора. После этого осматриваются зубья и проверяются зазоры. Если возможен ремонт, детали восстанавливают, если нет – то заменяют.

Если демонтировался или разбирался редуктор ходоуменьшителя, понадобится проверка или регулировка ВОМ. Для этого трактор ставят на домкрат (под ведущие колёса) и проворачивается вал отбора, с поочерёдным включением передач.

При выполнении этой операции, ВОМ трактора должен быть переведён в синхронный режим. При прокручивании, зубчатые колёса шестерней должны свободно вращаться.

Источник: http://fermerznaet.com/selhoztehnika/traktor/val-otbora-moshhnosti-mtz-80-82.html

Вал отбора мощности тракторов МТЗ: энергию — в правильное русло

В тракторах МТЗ обязательно есть важный узел, позволяющий использовать разнообразное навесное и прицепное оборудование — вал отбора мощности (ВОМ). О том, зачем нужен этот узел, какие типы ВОМ бывают, как они устроены и как работают, а также об их техническом обслуживании и ремонте читайте в статье.

Назначение и типы ВОМ, используемых на МТЗ

Вал отбора мощности (ВОМ) — механизм трансмиссии, посредством которого осуществляется отбор крутящего момента от силового агрегата с последующей его передачей на внешний механизм. С помощью ВОМ осуществляется привод навесных и прицепных машин, а также и автономных агрегатов различного назначения. Именно наличие вала отбора мощности делает трактор по-настоящему универсальной машиной, которую можно эффективно применять в самых разных сферах.

Тракторы Минского завода обязательно оснащаются ВОМ, причем по месту установки эти агрегаты делятся на передние, боковые и задние. Самое широкое распространение имеют валы с задним расположением, так как это позволяет эксплуатировать с трактором разное навесное и прицепное оборудование. Боковое и переднее расположение ВОМ встречается значительно реже.

На МТЗ используются комбинированные ВОМ, имеющие два типа привода:

— Синхронный — в этом режиме угловая скорость вала прямо пропорциональна скорости движения машины. Это достигается подключением ВОМ непосредственно к КПП;
— Независимый — в этом режиме угловая скорость вала зависит только от частоты вращения коленчатого вала дизеля. Это достигается подключением ВОМ к маховику двигателя в обход КПП.

В первом случае хвостовик ВОМ вращается со скоростью 3½ оборота на метр пройденного данным трактором расстояния. Во втором случае вал вращается с фиксированной частотой 540/545 или 1000 об/мин при частоте вращения коленвала дизеля 2100 об/мин.

ВОМ всех агрегатов МТЗ принципиально одинаковы и в целом имеют не слишком сложную конструкцию.

Общее устройство ВОМ и его место в трансмиссии

Вал отбора мощности любого трактора МТЗ состоит из следующих механизмов и агрегатов:

— Планетарный редуктор управления — это собственно и есть вал; — Переключатель для выбора типа привода;

— Редуктор для переключения скоростей независимого привода (2-х ступенчатый на 540/545 и 1000 об/мин).

Планетарный редуктор — основная часть ВОМ, именно из редуктора выходит шлицевой хвостовик, к которому подключается оборудование и механизмы. В случае заднего расположения ВОМ редуктор располагается непосредственно в корпусе заднего моста.

Передний ВОМ выполняется в виде отдельного агрегата, располагаемого в передней части трактора, но он имеет такой же привод, как и задний.

В боковом ВОМ планетарного редуктора нет, обычно это несложный редуктор, который монтируется в левой части КПП и имеет привод от ее шестерен.

Переключатель, обеспечивающий выбор типа привода вала, включает в себя зубчато-кулачковую муфту, расположенную на ведущем валу планетарного механизма, и рычаг, передвигающий муфту по данному валу. Рычаг выходит в пол кабины, он может устанавливаться в три положения — нейтральное, синхронный привод и независимый привод. Муфта удерживается в выбранном положении с помощью пружинного фиксатора.

Редуктор для переключения скоростей независимого привода ВОМ монтируется непосредственно в корпусе сцепления трактора, он построен на двух парах шестерен и муфты переключения скоростей. Выбор скорости вращения вала отбора мощности осуществляется поводком, который перемещает зубчатую муфту в то или иное положение. Поводок располагается на корпусе КПП, поэтому переключение скоростей вращения ВОМ непосредственно из кабины невозможно.

Ключевым механизмов ВОМ является планетарный редуктор, о котором следует рассказать подробнее.

Конструкция и работа планетарного редуктора ВОМ тракторов МТЗ

Планетарный редуктор ВОМ решает две задачи:

— Изменяет крутящий момент — имеет передаточное число 1,47. Это обеспечивает достижения нужной частоты вращения вала на оптимальных режимах работы двигателя;
— Обеспечивает управление ВОМ — попросту говоря, его включение и выключение.

Планетарный редуктор имеет несложное устройство. Его основу составляет водило, на ступице которого подвижно (на втулке из бронзы, которая играет роль подшипника скольжения) устанавливается солнечная шестерня. На втулках, запрессованных в водило, монтируется три сателлита.

Водило имеет жесткое шлицевое соединение с валом, от хвостовика которого осуществляется отбор мощности.

Водило охватывает коронная шестерня, соединенная с сателлитами, в передней части этой шестерни располагается вал привода планетарного механизма, на нем располагается муфта переключения типа привода.

В редукторе предусмотрен механизм управления, который состоит из двух тормозных барабанов и тормозных лент, а также и механизма регулировки и привода лент. Один барабан жестко связан с водилом редуктора, второй — с солнечной шестерней. Оба барабана охвачены тормозными лентами, один конец которых жестко зафиксирован на предусмотренной для этого оси, а второй может перемещаться, блокируя или освобождая барабаны.

Свободные концы лент соединены с вертикальными тягами (они же выполняют роль регулировочных винтов), которые, в свою очередь, соединены с валиком управления. Этот валик с помощью рычага и механизма усиления (стакан с пружиной) может поворачивается, в результате чего одна тяга всегда поднимается, а другая опускается — это похоже на действие качелей. При поднятии тяги связанная с ней лента затягивается и блокирует барабан, при опускании — лента освобождает барабан.

Работает механизм следующим образом. При необходимости включить вал рычаг устанавливается в заднее положение («Вкл.»), это затягивает тормозную ленту на барабане солнечной шестерни и одновременно освобождает ленту на барабане водила. В такой конфигурации при вращении коронной шестерни сателлиты прокатываются по заблокированной солнечной шестерне, в результате вращается водило и связанный с ним вал.

При необходимости выключить ВОМ рычаг переводится вперед, в результате тормозной барабан водила блокируется лентой, а барабан солнечной шестерни освобождается. При такой конфигурации крутящий момент от коронной шестерни посредством сателлитов передается на солнечную шестерню, она свободно вращается и не совершает никакой работы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как переключать передачи на тракторе

Особо отметим, что на ВОМ может устанавливаться два типа сменных хвостовиков:

— На 8 шлицев — для работы с агрегатами со скоростью вращения вала 540–545 об/мин;
— На 21 шлиц — для работы с агрегатами со скоростью вращения вала 1000 об/мин.

Хвостовик устанавливается на вал в зависимости от типа агрегатируемого оборудования, его фиксация осуществляется специальным стопорным кольцом.

Вопросы эксплуатации, ТО и регулировок механизма

При эксплуатации вала необходимо соблюдать ряд простых правил:

— Независимый привод включается на запущенном двигателе при минимальных оборотах; — Синхронный привод включается на запущенном двигателе на включенной скорости и после включения сцепления (причем оно должно включаться плавно);

— Если ВОМ не используется вовсе, то рычаг управления типа привода должен устанавливаться на нейтраль, а поводок редуктора независимого привода переводится на 545 об/мин.

ВОМ МТЗ обладает надежной конструкцией, так что он не нуждается в специальном ТО. Располагаясь в картере заднего моста, механизм вала обеспечивается смазкой трансмиссионным маслом, а значит не нуждается в специальной смазке. Однако обслуживания и периодических регулировок требует механизм управления работой вала. Его ТО сводится к проверке резьбовых соединений и состояния деталей (на предмет их деформаций, трещин и т.д.). А о необходимости регулировок говорит несколько признаков:

— Рычаг управления ВОМ в положении «Выкл.» упирается в пол кабины трактора; — Рычаг управления ВОМ имеет увеличенный ход;

— Для перевода рычага управления ВОМ требуется прилагать повышенное усилие.

Порядок регулировки механизма управления подробно прописан в соответствующей инструкции, причем эта работа в разных моделях тракторов имеет свои особенности, так что здесь мы рассматривать этот вопрос не будем. Однако следует обратить внимание, что откладывать регулировку ни в коем случае нельзя, так как неправильная работа механизма управления может привести к аварийной пробуксовке ВОМ и другим серьезным проблемам.

С течением времени детали ВОМ изнашиваются, что проявляется повышением уровня шума при работе вала, а также ухудшением его работы, прерывистой работой и т.д. Наиболее часто проблемы связаны с поломкой зубцов шестерен, поломкой подшипников и износом тормозных лент.

В любом случае планетарный редуктор ВОМ снимается с трактора, разбирается и дефектуется. Ленты толщиной менее 2,5 мм, шестерни с поврежденными зубцами, неисправные подшипники и другие детали заменяются.

После установки отремонтированного ВОМ производится регулировка его механизма управления, а также обкатка трансмиссии трактора.

При регулярном обслуживании, правильной эксплуатации и своевременном ремонте ВОМ трактора МТЗ будет работать надежно и качественно, обеспечивая выполнение самой сложной работы.

Еще в этом разделе

Источник: http://www.autoopt.ru/articles/products/11585311/

Вал отбора мощности ВОМ трактора МТЗ-82

Рис. 1 — Управление задним ВОМ МТЗ-82

1 — рычаг управления; 2 — регулировочная вилка; 3, 8 — контргайки; 4 — тяга; 6 — пружины; 7 — наружный стакан; 9 — упорный болт; 10 — установочный болт (только для регулировки); 11 — рычаг валика управления; 12 — валик управления; 13 — регулировочные винты; 14 — внутренний стакан; 15 — тяга. Вариант «I» — для тракторов с унифицированной кабиной.

При сборке на заводе или после ремонта (например, после замены тормозных лент) регулировку механизма управления производите в следующем порядке:

— Установите эксцентриковую ось 15 (рис. 2) в исходное положение, чтобы лыска «В» находилась справа вертикально и зафиксируйте стопорной пластиной 17 и болтом 16;

— Отсоедините тягу 4 (рис. 1);

— Выверните болт 9, чтобы освободить пружину 6; Для безопасности разборки узла следите, чтобы при выворачивании болта 9 верхний стакан 7 был в постоянном контакте с ним вплоть до полного разжатия пружины.

— Снимите крышку люка заднего моста для доступа к винтам 13;

— Зафиксируйте рычаг 11 в нейтрали, введя болт М10X60 или стержень 10 диаметром 8 мм в отверстие на рычаге и соответствующее ему отверстие на корпусе заднего моста;

— Снимите стопорную пластину 26 (рис. 2), заверните винты 21 до отказа усилием 10 кгс на ключе или плоскогубцах длиной 100 мм (моментом 1 кгсм), а затем отверните каждый винт на 2-2,5 оборота;

— Удалите болт (стержень) 10 (рис. 1), удерживающий рычаг 11 в исходном для регулировки положении;

— Заверните болт 9, направляя его носок в углубление крышки стакана 7 до размера «А»=2629 мм;

— Переведите рычаг 11 назад в положение «ВКЛ»;

— Установите тягу 4, регулировкой тяг 4 и 15 установите зону качания рычага 1 в средней части прорези пульта управления.

Рис. 2 — Планетарный редуктор заднего ВОМ МТЗ-82

1 — муфта переключения привода; 2 — вал коронной шестерни; 3 — гайка; 4 — водило; 5 — солнечная шестерня; 6 — сателлит; 7 — коронная шестерня; 8 — ось сателлита; 9 — тормозной барабан; 10 — вал ВОМ; 11,13 — тормозная лента; 12 — барабан включения; 14 — крышка задняя; 15 — эксцентриковая ось; 16 — болт фиксации пластины стопорной; 17 — пластина стопорная; 18 — съемный хвостовик; 19 — стопорная пластина съемного хвостовика; 20 — болт фиксации хвостовика; 21 — регулировочные винты; 22, 24 — рычаг; 23 — пружинный механизм; 25 — валик управления; 26 — стопорная пластина регулировочных винтов.

После окончания регулировки установите на место стопорную пластину 26, крышку люка заднего моста, законтрите тяги 4 и 15 (рис. 1) , а также болт 9.

В эксплуатации, если: ВОМ пробуксовывает; при переключении рычаг управления 1 упирается в переднюю или заднюю часть прорези пульта управления; усилие включения на рычаге 1 более 12-15 кгс (120-150 Нм); нечеткая фиксация рычага 1 в крайних положениях или неодинаковый его ход при включении и выключении, отрегулируйте ленточные тормоза механизмом внешней регулировки.

Для регулировки:

— Установите рычаг 11 (рис. 1) в нейтрали, зафиксируйте в этом положении, введя стержень 10 диаметром 8 мм или болт М10Х60 в отверстие на рычаге 11 и соответствующее ему отверстие на корпусе заднего моста;

— Выверните болт 16 (рис. 2), снимите пластину 17 со шлицевого хвостовика на оси 15;

— Ключом S=13 мм поверните эксцентриковую ось 15 по часовой стрелке до выбора зазора между тормозной лентой и барабаном ВОМ (это можно определить по невозможности повернуть хвостовик ВОМ от руки);

— Установите пластину 17 на место и заверните болт 16;

— Выньте из рычага 11 (рис. 1) стопорящий болт или стержень.

После нескольких наружных регулировок эксцентриковая ось 15 (рис. 2) может занять крайнее левое положение (лыска «В» станет вертикально слева), что указывает на израсходование запаса внешней регулировки.

В этом случае эксцентриковую ось поворотом против часовой стрелки установите в исходное положение (лыска справа вертикально), после чего выполните регулировочные операции, как описано выше (при сборке на заводе или после ремонта ВОМ).

При правильно выполненной регулировке рычаг 1 (рис. 1) в положении «включено» или «выключено» должен не доходить не менее, чем 30 мм до края прорези пульта управления и четко переходить через нейтральное положение.

На некоторых партиях тракторов возможно отсутствие механизма внешней регулировки управления валом отбора мощности (поз. 15, 16, 17 рис. 2). В этом случае регулировку производите, как указано выше для регулировки управления ВОМ после ремонта или при сборке на заводе.

На тракторах с малогабаритной кабиной размер «Б» составляет 50-60 мм. Эффективность тормозов вала отбора мощности, отсутствие буксования зависит только от пружинного механизма, в первую очередь от наличия свободных зон для работы его и связанных с ним рычагов.

Буксование ВОМ означает, что пружинный механизм или рычаги встречают дополнительное сопротивление при их перемещении вследствие отсутствия смазки в шарнирах, повышенного загрязнения, упирания (касания) в соседние детали трактора и пр.

Управление реверс-редуктором МТЗ-82

Рычаг переключения реверс-редуктора МТЗ-82, имеет следующие положения:

«Реверс» (реверс включен) — крайнее заднее;
«Передний ход» (реверс выключен) — крайнее переднее.

Для изменения направления движения трактора:

— Выжмите педаль сцепления;

— Не выключая передачу и реверс-редуктор, остановите трактор, применив в случае необходимости тормоза;

— Не отпуская педали сцепления, переведите рычаг реверс-редуктора из положения «передний ход» на «реверс» или наоборот;

— Плавно отпустите педаль сцепления.

— Переключение рычага реверс-редуктора производите только при выжатой педали сцепления и остановленном тракторе.

— Никогда не оставляйте рычаг реверс-редуктора в положении между «передний ход» и «реверс».

Неисправности вала отбора мощности МТЗ-82

Задний ВОМ не передает полного момента (буксует)

Нарушена регулировка механизма управления в связи со значительным износом фрикционных накладок тормозных лент — Отрегулируйте механизм управления валом отбора мощности.

Нечеткое переключение рычага управления ВОМ (наличие в соединениях механизма заеданий, упираний, загрязнений и пр.) — Устраните причины, препятствующие свободному перемещению деталей механизма управления. Рычаг управления должен четко фиксироваться в положениях «включен» — «выключен».

Источник: https://www.mmz52.ru/info/articles/2017/val_otbora_moshchnosti_vom_traktora_mtz_82/

Насосы для навоза от вом (тракторные)

> Оборудование > Насосы для навоза от вом (тракторные)

Передвижные редукторные центробежные высоконапорные насосы для навоза с вакуумной системой подсоса и приводом от ВОМ трактора.

Насосы и насосные станции с приводом от вала отбора мощности (ВОМ) трактора, разработаны специально для перекачивания жидкого навоза, помета и других сильнозагрязненных жидкостей из резервуаров, отстойников, хранилищ и водоёмов, не имеющих подведённых стационарных линий электроснабжения.

Применение прицепной рамы или рамы с 3-х точечной навеской для крепления насоса к трактору, позволило создать мобильные насосные комплексы, которые работая с трактором, способны выполнять широкий круг задач не зависимо от имеющейся инфраструктуры.

Насосные станции с приводом от ВОМ трактора, могут перекачивать даже вязкие жидкости с содержанием сухих веществ до 12%. Например, жидкого навоза КРС, включающего длинноволокнистые соломистые включения подстилки и грубые остатки кормов.

Особенности насосных станций с приводом от ВОМ трактора

В комплект насосной станции с приводом от ВОМ входят:

  • самовсасывающий высоконапорный насос с многоканальным рабочим колесом диаметром, оснащенный двойным режущим и измельчающим механизмом из нержавеющей стали;
  • редуктор;
  • праймер – система стартовой закачки жидкости в полость насоса, включающая вакуумный насос, резервуар для слива жидкости и отсекающий клапан;
  • запорная арматура с соединительными фланцами и S-образной напорной трубой с быстросъемными соединениями для крепления шлангов.
  • навесная или прицепная рама для установки насоса,
  • карданный вал для соединения ВОМ трактора с валом насоса.

Диаметр всасывающего отверстия высоконапорного насоса – 150 и 200 мм; диаметр напорного отверстия в зависимости от марки насоса – 65, 80, 100, и 150 мм.

Для стартового заполнения полости насоса поставляются различные варианты праймеров:

  • система ADM (устройство ручного заполнения) состоит из ручного вакуумного насоса и бачка «грязеочистителя», который должен после заполнения полости высоконапорного насоса, предотвратить попадание навоза в вакуумный насос;
  • Система ADА (устройство полуавтоматического заполнения), которая отличается от предыдущей тем, что вакуумный насос приводится в действие напрямую от редуктора механизма отбора мощности, при минимальном участии со стороны оператора.
  • Специальная конструкция высоконапорного насоса, позволяет ему работать непродолжительно в «сухом режиме», когда оператор по каким-либо причинам не отключил ВОМ, после откачки жидкости.

Серии насосных станций (PTH) с приводом от ВОМ трактора

Насосные станции с приводом от ВОМ трактора, для перекачки жидкого навоза с содержанием сухих веществ до 12%, выпускаются по 4-м основным сериям:

  • Насосные станции с максимальным напором до 5 bar;
  • Насосные станции с максимальным напором до 6 bar;
  • Насосные станции с максимальным напором до 12,5 bar;
  • Насосные станции с максимальным напором до 13,7 bar.

Указанные насосные станции от ВОМ можно также использовать для перекачки воды в системах орошения.

Сферы применения насосных станций от ВОМ трактора

  • откачка жидкого навоза или его жидкой фракции из лагун по шланговой системе для внесения в поля;
  • перекачка жидкого навоза между лагунами;
  • откачка канализационных стоков;
  • перекачка стоков с очистных систем;
  • перекачка мелиоративных жидкостей;
  • удаление загрязненных жидких сред из строительных котлованов;
  • перекачивание жидкостей с волокнистыми и твердыми взвесями (максимально возможные размеры включений, которые способна перекачивать конкретная модель насосного оборудования, указаны в ее технических характеристиках);
  • перекачка шламов с высоким содержанием абразивных включений;
  • осушение котлованов, траншей;
  • ликвидация последствий наводнений и подтоплений при чрезвычайных ситуациях.

Источник: http://nasos-navoz.ru/oborudovanie/nasosy-ot-vom-traktornye/

Насосы вала отбора мощности (ВОМ) для трактора

Мощность трактора с активированным центробежным насосом имеет 2″ входа и 2″ выхода и используется в танкерах задней части тракторов для заправки и разгрузки воды. Упаковывается, как показано на рисунке. Трактор может быть подсоединен к вешалке стержня портативной эстакады и использоваться для сельскохозяйственного орошения.

Соотношения коробки передач были введены в оптимальном варианте и обеспечена экономия на расходе топлива. Скорость трактора отбора мощности должна быть 300-350 оборотов в минуту. В то же время, тахометр тракторного двигателя должен показать 600-700 оборотов в минуту. (Это может варьироваться в соответствии с маркой трактора).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как отрегулировать карбюратор на мотоблоке

Любое превышение скорости может повредить коробку передач.

MTZ-P 30/300

Мощность трактора с активированным центробежным насосом имеет 3 » входа и 2,5″ выхода и используется в танкерах задней части тракторов для заправки и разгрузки воды. Упаковывается, как показано на рисунке. Трактор может быть подсоединен к вешалке стержня портативной эстакады и использоваться для сельскохозяйственного орошения.

Соотношения коробки передач были введены в оптимальном варианте и обеспечена экономия на расходе топлива. Скорость трактора отбора мощности должен быть 300-350 оборотов в минуту. В то же время, тахометр тракторного двигателя должен показать 600-700 оборотов в минуту. (Это может варьироваться в соответствии с маркой трактора).

Любое превышение скорости может повредить коробку передач.

MTZ-P 40/600

Мощность трактора с активированным центробежным насосом имеет 2 » входа и 2″ выхода и используется в танкерах задней части тракторов для заправки и разгрузки воды. Может использоваться для сельскохозяйственного орошения. Упаковывается, как показано на рисунке. Отличие этого насоса от АSб ТКМ-Р 20, в том что, используемы шестеренки еще больше.

Таким образом, поскольку мощность отбора может работать со скоростью от 540 оборотов в минуту до 600 оборотов в минуту, то он может быть использован в качестве Пожарного Насоса. Особенно значения давления такого насоса являются высокими, которые функционируют эффективно при лесных пожарах, и при пожаре на заводе.

Из-за работы на высокой скорости, при желании, можно обеспечить тихую работу за счет шлифования профильных интервалов коробки передач. Особый смазочный материал предотвращает перегрев при высокой температуре

MTZ-P 50/350

Мощность трактора с активированным центробежным насосом имеет 3″ входа и 2,5″ выхода и используется в танкерах задней части тракторов для заправки и разгрузки воды и для сельскохозяйственного орошения.Упаковывается, как показано на рисунке. Отличие этого насоса от АSб ТКМ-Р 20, в том что, используемы шестеренки еще больше. При желании, можно обеспечить тихую работу за счет шлифования профильных интервалов коробки передач.

MTZ-P 90-3/450

Мощность трактора с активированным центробежным насосом имеет 3 » входа и З» выхода.Трактор может быть подключен к вешалке стержня портативной эстакады, и использоваться для сельскохозяйственного орошения. Упаковывается, как показано на рисунке.

Это удобный и экономичный насос для сельскохозяйственных оросительных, дождевальных и капающих систем на землях средней величины.

В результате исследований R & D выбор зубчатого колеса был оптимизирован, что позволяет эксплуатацию на всех марках тракторов марки.

MTZ-P 90-2/450

Мощность трактора с активированным центробежным насосом имеет 3 » входа и 3″ выхода и имеет насос с 2 стадиями.Трактор может быть подключен к вешалке стержня портативной эстакады, и использоваться для сельскохозяйственного орошения.

Упаковывается, как показано на рисунке. Используется для перекачивания воды до более высоких высот и больших расстояний во время полива и капельного орошения .

В результате исследований R & D выбор зубчатого колеса был оптимизирован, что позволяет эксплуатацию на всех марках тракторов марки.

MTZ-P 90/450

Мощность трактора с активированным центробежным насосом имеет 3 » входа и 3″ выхода и имеет насос с 2 стадиями.Трактор может быть подключен к вешалке стержня портативной эстакады, и использоваться для сельскохозяйственного орошения.

Упаковывается, как показано на рисунке. Используется для перекачивания воды до более высоких высот и больших расстояний во время полива и капельного орошения .

В результате исследований R & D выбор зубчатого колеса был оптимизирован, что позволяет эксплуатацию на всех марках тракторов марки.

MTZ-P 100/450

Мощность трактора с активированным центробежным насосом имеет 4 » входа и 4″ выхода и имеет насос с 2 стадиями.Трактор может быть подключен к вешалке стержня портативной эстакады, и использоваться для сельскохозяйственного орошения.

Упаковывается, как показано на рисунке. Используется для перекачивания воды до более высоких высот и больших расстояний во время полива и капельного орошения .

В результате исследований R & D выбор зубчатого колеса был оптимизирован, что позволяет эксплуатацию на всех марках тракторов марки.

MTZ-P 125-100/450

Мощность трактора с активированным центробежным насосом имеет 5″ входа и 5″ выхода и имеет насос с 2 стадиями.Трактор может быть подключен к вешалке стержня портативной эстакады, и использоваться для сельскохозяйственного орошения.

Упаковывается, как показано на рисунке. Используется для перекачивания воды до более высоких высот и больших расстояний во время полива и капельного орошения .

В результате исследований R & D выбор зубчатого колеса был оптимизирован, что позволяет эксплуатацию на всех марках тракторов марки.

MTZ-P 150/350

Мощность трактора с активированным центробежным насосом имеет 6″ входа и 6″ выхода и имеет насос с 2 стадиями.Трактор может быть подключен к вешалке стержня портативной эстакады, и использоваться для сельскохозяйственного орошения.

Упаковывается, как показано на рисунке. Используется для перекачивания воды до более высоких высот и больших расстояний во время полива и капельного орошения .

В результате исследований R & D выбор зубчатого колеса был оптимизирован, что позволяет эксплуатацию на всех марках тракторов марки.

Источник: https://www.mechseal.by/pump/nasosy-vala-otbora-moshchnosti-vom-dlya-traktora/

Работа с ВОМ трактора МТЗ-310, МТЗ-320

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

Работа с ВОМ трактора МТЗ-310, МТЗ-320

Привод активных машин обеспечивается через ВОМ (задний, передний) с помощью карданного вала с защитным кожухом, который по своим параметрам должен соответствовать передаваемой мощности. Карданный вал должен иметь достаточное перекрытие телескопической части (не менее 100 мм) во избежание размыкания или заклинивания соединения. Вилки карданных валов должны находиться в одной плоскости.

Передний ВОМ монтируется на трактор вместе с передним навесным устройством или без него.

Задний и передний вал отбора мощности трактора обеспечивает вращение привода агрегатируемой с трактором сельхозмашины в «зависимом» или «синхронном» режиме. При работе в «зависимом» режиме ВОМ обеспечивает скорости вращения 1000 об/мин и 540 об/мин, при работе в «синхронном» — соответственно 6,5 об/м пути и 3,5 об/м пути.

При изменении частоты вращения переставьте хвостовик ВОМ: для 540 об/мин следует установить 8 — ми (или 6 — ти) шлицевой хвостовик; для 1000 об/мин — 21 — шлицевой.

Для работы в «зависимом» режиме (рис. Д2):

Рис. Д2

обеспечьте перемещение рукоятки 1 включения ВОМ в диапазоне «зависимый — нейтраль», для чего:

—  установите рычаг 1 в положение «зависимый»;

—  установите ограничитель 2 в положение В (в правое отверстие) не заворачивая винт его крепления до отказа;

—  переведите рычаг 1 в положение «нейтраль», поверните ограничитель 2 вокруг винта до упора в рычаг 1 и заверните винт крепления ограничителя;

установите требуемый режим работы ВОМ (1000 об/мин или 540 об/мин), для чего отверните болт 1 (рис. ДЗ), освободите валик 3 от стопора 2 и установите валик в соответствующее положение (вдвинут в крышку заднего моста или полностью выдвинут);

Рис. ДЗ

зафиксируйте валик 3, установив стопор 2 в канавку валика 3 и затяните болт 1;

соедините сельхозмашину с хвостовиком ВОМ с помощью карданного вала и обеспечьте безопасность работы при его вращении;

установите рычаг переключения КПП в крайнее левое положение нейтральной позиции и, удерживая его в этом положении, запустите двигатель;

отпустите рычаг КПП, выключите муфту сцепления и, при малых оборотах двигателя, установите рукоятку 1 в переднее положение и плавно включите муфту сцепления. Для остановки ВОМ после отключения муфты сцепления переведите рычаг 1 «на себя» до упора в ограничитель А.

Для работы в «синхронном» режиме (рис. Д4):

Рис. Д4

обеспечьте перемещение рукоятки 1 включения ВОМ в диапазоне «нейтраль — синхронный», для чего:

  • установите рычаг 1 в положение «синхронный»;
  • установите ограничитель 2 в положение А (в левое отверстие), не зажимая винт его крепления;
  • переведите рычаг 1 в положение «нейтраль», поверните ограничитель вокруг винта до упора в рычаг 1 и затяните винт;
  • установите требуемые для работы обороты вращения ВОМ, для чего отверните болт 1 (рис. ДЗ), освободите валик 3 от стопора 2, и установите валик в соответствующее положение (вдвинут в корпус моста — 6,5 об/м пути или выдвинут — 3,5 об/м пути);
  • зафиксируйте валик 3, установив стопор 2 в канавку валика, затяните болт 1;
  • после присоединения сельскохозяйственной машины к хвостовику ВОМ и запуска двигателя, при выключенной муфте сцепления включите необходимую передачу КПП, переведите рукоятку 1 «на себя» до упора, после чего плавно включите сцепление, обеспечивая постепенно начало движения трактора в агрегате с сельскохозяйственной машиной;
  • для остановки ВОМ и трактора, после отключения сцепления переведите рычаг 1 «от себя» до упора в ограничитель А и установите рычаг КПП в нейтрально е положение.

содержание   ..  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/05300_traktora/014_mtz_belarus_31_320_rukovodstvo_po_expluatacii/050.htm

Что такое ВОМ на тракторе?

Разнообразие сельскохозяйственных адаптеров на тяжелую и среднемощную тракторную технику просто зашкаливает. Картофелекопалки, грабли-ворошилки, плуги, сеялки, бороны, дождеватели и оборудование для заделки удобрений делают привычный труд фермера более легким и оперативным.

Чтобы вспомогательные навески функционировали согласно своему прямому назначению, необходим вал отбора мощности (ВОМ). О том, как он функционирует, из чего состоит и как его можно изготовить собственноручно мы и поговорим в статье.

Вал отбора мощности: устройство и классификация

ВОМ принимает на себя обороты от двигателя внутреннего сгорания и передает их на вспомогательное навесное оборудование, тем самым приводя их в действие.

Классификация ВОМ

По локализации на минитракторе бывают:

  • задние (обозначение а по рисунку);
  • боковые (б);
  • передние.

Вал отбора мощности на самодельный минитрактор как и на любую заводскую модель агротехники, устанавливают сзади. Только тракторы универсально-пропашного цикла имеют боковой и задний вариант компоновки.

Несинхронные в свою очередь подразделяются на:

  • зависимые;
  • независимые;
  • промежуточный вариант – наполовину автономные.

Схема устройства синхронного (а) и зависимого (б) валов приведена на чертеже. Их ведущими рабочими деталями выступают:

  • 1- сцепление;
  • 2 – вал трансмиссии;
  • 4 – промежуточный механизм;
  • 6 – сам ВОМ;
  • 5 и 3 – рычажные органы;
  • 7 и 8 – шестеренки.

ВОМ с несинхронным приводом связан с мотором сцеплением или самим коленвалом. Вращение вала отбора мощности с зависимым приводом запускается через сцепление, но при его остановке – так же прекращает работу.

Независимый привод ВОМа позволяет ему работать независимо от того, включено или выключено сцепление или нет.

В случае с полунезависимым приводом ВОМ будет активен лишь при переключении трансмиссии.

Последней классификацией, на которой стоит остановиться, это особенности управления. Бывает:

  • механическое;
  • гидравлическое управление ВОМом.

Первый чаще всего оснащен зависимым приводом и ступенчатым редуктором.

Гидроуправление сложнее механического. Чтобы схема работала, потребуется более мощный планетарный редуктор. Схема его работы в отключенном и пусковом состоянии приведена на рисунке, где:

  • 1 – пусковой рычаг;
  • 2 – усилие мотора;
  • 3 – винт;
  • 4 – пружинящий элемент;
  • 5 – тормоз;
  • 6 – ведомый вал;
  • 7 – шестеренка;
  • 8 и 11 – водило и его стопор;
  • 9 – привод;
  • 10 – сателлит.

Вом на самодельный минитрактор: делаем у себя дома

Для того, чтобы воплотить эту инженерную мечту в жизнь, можно воспользоваться одним из предложенных чертежей.

Согласно нижней схеме, в конструктиве будущего ВОМа выделяется несколько базовых элементов:

  • рама передняя;
  • ведущая звездочка;
  • ведомая звездочка;
  • дополнительный вал отбора;
  • подшипник в количестве 2 ед. – лучше взять уже готовые, снятые со старой сельхозтехники;
  • тормоз.

Сборка будет выглядеть так, как показано на установочной схеме ко второму чертежу.

Как сделать ВОМ универсальным?

Для того, чтобы придать этому рабочему узлу универсальность и создать все условия для агрегации навесок в любой части трактора, его конструкция должна претерпеть некоторые изменения. Заднюю траверсу минитрактора можно оборудовать валом отбора мощности заднего типа, куда присоединить элементы коробки передач.

ВОМ с боковой установкой требует агрегации металлической конструкции, куда внедряют детали трансмиссии. Совмещение с карданными валами будет производиться через шлицованные валики, которые должны свободно находиться в конструкции. После сборки должен получиться примерно такой механизм, как на рисунке.

Изготавливая подобные самоделки, не стоит забывать, что есть уже готовые заводские варианты исполнения ВОМа.

Сборка с применением уже готовых деталей в значительной степени упростит работу. Единственным недостатком в этом случае будет цена.

Минитрактора с валом отбора мощности можно поставить в один ряд с дорогими тяжелыми тракторами. При том, что они стоят в разы дешевле, функционально они ничем не отличаются от своих производственных аналогов.

Минитрактора с ВОМом можно эксплуатировать круглый год: летом – собрать урожай, осенью – использовать для сбора листьев и остатков травы, зимой – очистить двор от снега или перевезти тяжелые грузы.

Источник: https://gazelka35.com/chto-takoe-vom-na-traktore/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПРО Технику
Как самому сделать прицеп к легковому автомобилю

Закрыть