Что означает цетановое число дизельного топлива

Классы и сорта дизельного топлива

что означает цетановое число дизельного топлива

> Классы и сорта дизельного топлива

Использование дизельного топлива экономически оправдывает себя. Расход горючего в дизельном моторе на 30–40 % меньше, чем в бензиновом. При этом мощность и тяговое усилие выше, а выхлопные газы безопаснее.

ДТ обеспечивает работу двигателей различной техники (автомобили, суда, тракторы, электрогенераторы, котлы автономных отопительных систем и пр.).

Основные характеристики

Дизельное топливо имеет следующие основные параметры.

  • Цетановое число. Эта главная зарактеристика определяет воспламеняемость горючего. Зависит от промежутка времени, который нужен для того, чтобы попавшее в цилиндры дизельное топливо вспыхнуло. Чем выше число, тем меньше времени требуется на прогрев силового агрегата.
  • Вязкость. Влияет на процессы нагнетания и впрыска, а также на смазывающие характеристики.
  • Плотность. От нее зависят эффективность и экономичность. Чем выше плотность, тем больше от сгорания дизельного топлива вырабатывается энергии.
  • серы. Чем больше в составе горючего сернистых соединений, тем быстрее разрушается топливная система, а также увеличивается количество вредных выбросов в атмосферу.
  • Предельная температура фильтруемости. Определяет, при каких условиях горючее густеет настолько, что уже не может пройти сквозь фильтры.

Дизельное топливо делят на классы и сорта в зависимости от двух последних характеристик.

Классы дизельного топлива в зависимости от содержания серы

  • Класс К5 — не более 10 мг/кг.
  • Класс К4 — не более 50 мг/кг.
  • Класс К3 — не более 350 мг/кг.
  • Класс К2— не более 500 мг/кг.

Сейчас в России разрешены выпуск и использование дизельного топлива класса не ниже К5.

Дизельное топливо разделяют в зависимости от предельной температуры фильтруемости на следующие сорта:

Эта классификация действует только в регионах с умеренным климатом.

Классы дизельного топлива для регионов с суровым климатом

В регионах с холодным климатом применяют иную классификацию топлива.

  • 0 класс. Температура фильтруемости — не ниже -20 °C. Температура помутнения — -10 °C.
  • 1 класс. Температура фильтруемости — не ниже -26 °C. Температура помутнения — -16 °C.
  • 2 класс. Температура фильтруемости — не ниже -32 °C. Температура помутнения — -22 °C.
  • 3 класс. Температура фильтруемости — не ниже -38 °C. Температура помутнения — -28 °C.
  • 4 класс. Температура фильтруемости — не ниже -44 °C. Температура помутнения — -34 °C.

Для использования зимой лучше всего подойдет дизельное топливо 1 и 2 классов. Остальные характеристики горючего представлены в таблице ниже.

Характеристика дизельного топлива Класс дизельного топлива
1 2 3 4
Температура вспышки в тигеле +55 °C +55 °C +40 °C +30 °C +30 °C
Цетановый индекс 46 46 46 43 43
Цетановое число 49 49 48 47 47
Вязкость при 40 °C 1,5–4 мм2/с 1,5–4 мм2/с 1,5–4 мм2/с 1,4–4 мм2/с 1,2–4 мм2/с
Плотность при 15 °C 800–845 кг/м3 800–845 кг/м3 800–840 кг/м3 800–840 кг/м3 800–840 кг/м3
Фракционный состав
До 340 °C 95 % 95 % 95 % 95 % 95 %
До 180 °C 10 % 10 % 10 % 10 % 10 %

Летнее (Л) дизтопливо используется в зонах теплого климата и объединяет в себе 3 сорта:

— A (предел фильтруемости +5 °С);

— В (предел 0 °С);

— С (предел –5 °С).

Зимнее (З) дизельное топливо создано для холодного времени года, северных климатических зон. Его критический предел застывания распространяется после уровня сорта F — от –20 до –44 °С.

К межсезонному (Е) дизельному топливу относят сорта:

— (предел фильтруемости —10 °С);

-E (–15 °С);

— F (−20 °С).

Оно используется в умеренном климате.

Есть и арктическое (А) горючее для дизелей. Его используют при t воздуха минус 44–50 °С.

Маркировка включает в себя три группы знаков, расположенных в определенной последовательности.

  1. Буквы, указывающие вид горючего, — «ДТ».
  2. Буквы, определяющие климатические условия использования: «А» — арктическое дизельное топливо; «З» — зимнее; «Е» — межсезонное; «Л» — летнее.
  3. Символы, обозначающие уровень содержания сернистых соединений (К1–К5).

К примеру, ДТ-Л-К2 — это летнее горючее 2-го экологического класса.

Источник: http://volgaresurs.ru/klassifikacij-diz-topliva/

Цетановое число дизельного топлива: определение и повышение

что означает цетановое число дизельного топлива

Цетановое число – это важнейшая характеристика дизельных топлив, которая дает информацию о периоде задержки воспламенения топливной смеси. Чем больше значение данного параметра, тем меньше задержка от впрыска топлива в цилиндр до начала горения, и тем спокойнее и плавне горит топливная смесь.

Стандартные двигатели работают оптимально на дизельных топливах с цетановым числом от 40 до 55. Снижение параметра приводит к резкой задержке воспламенения, давление в камере сгорания нарастает быстрее и  увеличивается износ.

Стандартные типы топлива как раз характеризуются цетановым числом на уровне 40-45, а топлива высшего качества – 45-50.

Российские стандарты накладывают определенные ограничения на численное значение данного показателя: летнее и зимнее дизтопливо должно характеризоваться цетановым числом не менее 45 единиц.

Знаете ли Вы, что европейский стандарт ISO 5156 определяет минимальное значение цетанового числа для дизельного топлива на уровне 48 единиц.

Дизельные топлива высшего качества (премиальные) более легкие, содержат больше легковоспламеняющихся фракций, поэтому являются более подходящими для запуска двигателей в холодную пору года. Премиальные топлива при горении образуют меньше дыма, что обусловлено повышенным отношением водорода к углероду в легких фракциях.

Если цетановое число дизтоплива превышает 60 единиц, то появляется ряд негативных моментов: снижается полнота сгорания, повышается расход, возрастает дымность.

Частично цетановое число определяется групповым составом топлива, количеством парафинов, нафтенов, олефинов и т.п. Такое свойство парафинов, как самовоспламенение при низких температурах, делает их полезным компонентом нефтепродукта.

Как измерить цетановое число?

Цетановое число определяют при помощи сравнения с эталонным показателем, в качестве которого принимают время воспламенения цетана в смеси с α-метилнафталином. Цетановое число этого вещества приравнивается к 100%. Рассмотрим особенности влияния этого параметра на работы двигателя:

  • оптимальная работа двигателя может достигаться только при работе на топливе с цетановым числом 40-55;
  • если наблюдается уменьшение значения цетанового числа, то период задержки воспламенения после сжатия возрастет. А это, в свою очередь, приведет к сбоям в работе двигателя, уменьшению давления при рабочем ходе и уменьшению мощности;
  • если цетановое число дизельного топлива находится на уровне 55, то такое горючее можно отнести к премиум-классу;
  • дальнейшее увеличение цетанового числа нецелесообразно, поскольку оно приведет к пагубному влиянию топлива на работу дизельной установки. Применение горючего с цетановым числом более 55 будет способствовать неполному сгоранию с образованием чрезмерного количества сажи и копоти. Возрастет также и расход топлива.

В России действуют стандарты, накладывающее ограничения на нижнее значение цетанового числа: оно не может быть меньше 40 как для быстроходных, так и для тихоходных установок.

Для измерения цетанового числа применяют опытный мотор. Cначала в России этот показатель определялся в соответствии с рекомендациями ГОСТ 3122, но установка отечественного производства ИДТ-90 не смогла пройти международных испытаний на воспроизводимость результатов. В 2009 году в международный стандарт EN590 и российский ГОСТ был введен еще один способ. Он показал хорошую сходимость, лучшую точность,  уменьшил время испытаний на 20 минут.

ГОСТ 3122-67 “Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа” впервые был введен в действие 1 января 1968 года.

При измерении цетанового числа некоторными методами приходится сталкиваться с проблемой зависимости результата от состава дизельного топлива. Моторный подход дает правильные цифры в отношении топлив с любым фракционным составом, а различные экспресс-анализаторы требуют перекалибровки при переходе с одного вида нефтепродукта на другой, что очень неудобно.

Для определения значения цетанового числа можно задействовать три подхода: совпадения вспышек, запаздывания воспламенения и критическую степень сжатия. Чаще всего используется «метод совпадения вспышек», реализующийся на установках:

По конструкции – это одноцилиндровые четырехтактные двигатели, оборудованные специальным образом. При выполнении исследований частоту вращения вала мотора нужно поддерживать постоянной на уровне 900±10 об/мин.

Во многом цетановое число топлива зависит от его углеводородного состава. Ароматические углеводороды имеют самые низкие цетановые числа, а парафиновые – самые высокие.

Как применять топлива с различным цетановым числом?

В состав дизельного топлива с цетановым числом 50-55 входит большое количество легких фракций, склонных к быстрому самовоспламенению. А это достаточно удобно при запуске дизельных двигателей в холодную пору года. Более полное сгорание топливной смеси с образованием меньшего количества копоти и дыма в этом случае достигается за счет высокого соотношения фракций водорода к углероду.

Конкретная величина цетанового числа во многом определяется компонентами, входящими в состав дизельного топлива. Среди них стоит отметить парафины, нафтены, ароматические вещества, олефины и т.д.

Увеличение количества парафинов хорошо сказывается на воспламеняемости топлива, поскольку они способствуют бесперебойной работе двигателей в условии низких температур, а также положительно влияют на общий коэффициент полезного действия.

Повышение цетановго числа дизельного топлива

С целью повышения цетанового числа в дизельное топливо добавляются специальные присадки: нитросоединения, перекис углеводородов, синтин. Для введения присадок и получения гомогенизированных топлив на практике применяется специальное оборудование – установки типа УСБ. При данном способе повышения цетанового числа они являются неотъемлемой частью технологического процесса.

Повышение цетанового числа топлива с помощью установки УСБ (фото сделано в производственных условиях)

Установка типа УСБ торговой марки GlobeCore предназначена для смешивания от двух до пяти отдельных составных частей, в частности дизельного топлива низкого качества с цетаноповышающими присадками. Оборудование может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и автозаправочных станциях.

Особенностью предлагаемой данной установки является то, что применяя инжекционный метод и гидродинамический удар можно повысить цетановое число дизельного топлива. При этом расслаивание полученного продукта не происходит в течении как минимум 180 дней.

Современные гидродинамические (поточные) смесительные установки зарекомендовали себя в промышленной эксплуатации в качестве экономичных, точных и стабильных средств производства высококачественных моторных топлив с оптимальной себестоимостью.

В ходе процесса смешения в поточном смесителе расход каждого компонента постоянно регулируется с целью обеспечения на выходе из смесительного коллектора готового продукта со стабильными качественными показателями согласно заданной рецептуре.

Достигаемая экономия средств и повышения рентабельности производства по сравнению с традиционной технологией смешивания компонентов в смесительных емкостях может ускорить темпы возврата капиталовложений до 60% за год и обеспечить окупаемость проекта за срок до одного года и менее.

На сгорание дизельных топлив влияют конструктивные и эксплуатационные факторы. Строение камеры, должно способствовать интенсивному вихреобразованию при сжатии воздуха, что позволяет снизить нагрев топлива. Поршни рекомендуется использовать не алюминиевые, а чугунные, поскольку как они имеют меньшую теплопроводность, что сокращает время сгорания (интенсивнее происходит нагрев воздуха и топлива).

Для оценки качества дизельного топлива используют его фракционный состав. Определяется температура вспышки.

Источник: https://globecore.ru/tsetanovoe-chislo/

Что такое цетановое число и как оно влияет на работу двигателя?

что означает цетановое число дизельного топлива

Цетановое число — важная характеристика дизельного топлива. Она определяет период задержки воспламенения смеси, т.е. тот промежуток времени, который проходит между впрыском горючего в цилиндр и началом его горения. Чем выше этот показатель, тем меньше задержка, тем более плавно и спокойно воспламеняется и горит смесь. 

За единицу измерения этой характеристики принимают числовой показатель цетанового числа, который равен объемной доле высшего парафина С16Н34 с числом 100 в смеси с таким веществом, как α-метилнафталин (цетановое число равно нулю). Чем выше этот показатель у каждого конкретного топлива, тем лучше воспламеняется смесь при сжатии.

Для определения проверяемое дизельное топливо помещают в специальную камеру. При его сжигании фиксируют задержки времени воспламенения и сравнивают эти показатели с характеристиками эталонных составов. Для более высокой степени чистоты эксперимента применяют спектральный анализ, благодаря которому можно установить химический состав горючего и рассчитать его цетановое число по точным справочным значениям элементов.

Стандарт цетанового числа

Согласно строгим нормативам ГОСТ, оптимальная работа двигателя будет обеспечена горючим с цетановым числом не менее 45 для дизельного топлива летних и зимних марок и 40 – для арктических горюче-смазочных материалов. Несмотря то, что не представляет сложностей купить с доставкой дизельное топливо с этим показателем ниже 40, лучше не экономить на горючем и приобретать высококачественные материалы для заправки.

Горючее низкого качества характеризуется длительной задержкой воспламенения. При этом резко возрастает давление в камере сгорания, что увеличивает износ двигателя. При длительном использовании низкоцетанового горючего возможны поломки и выход из строя автомобиля раньше времени.

Премиальные горюче-смазочные материалы содержат больше легковоспламеняющихся фракций. Они более легкие, лучше адаптированы для запуска двигателя в холодных условиях низких температур. Также это горючее отличается отношением водорода к углероду. Оно выше, поэтому при сгорании такое топливо выделяет меньше дыма.

Что дает применение дизельного топлива с высоким цетановым числом?

  • Бесшумный режим работы, быстрый запуск двигателя;
  • Высокие тяговые параметры дизеля;
  • Минимальный износ элементов цилиндро-поршевой группы
  • Максимальное сгорание смеси без признаков перегрева мотора;
  • Низкий уровень дыма.

Приобретая топливо с цетановым числом, соответствующим нормам государственного стандарта, можно не только повысить производительно работы двигателя, но и обеспечить его минимальный износ.

Источник: https://www.ruspetrol.ru/materiali/chto-takoe-cetanovoe-chislo.html

Присадка «Супер Дизель» от LIQUI MOLY

Присадка «Супер Дизель» представляет собой смесь агентов с очищающими, диспергирующими, защитными и увеличивающими цетановое число свойствами, которая была разработана для современных двигателей, топлив и условий эксплуатации.

Рис 1 Присадка «Супер Дизель» от LIQUI MOLY

Этот продукт необходимо добавить в топливный бак дизельного автомобиля для любых дизельных двигателей, особенно для современных двигателей с высоким давлением впрыска, для пассажирских и коммерческих автомобилей, тракторов, строительной техники и стационарных двигателей. Идеально подходит для консервации двигателей при длительном выводе из эксплуатации и хранении в экстремальных условиях.

Рис. 2 Добавление присадки Liqui Moly Super Diesel в топливный бак

Присадка Super Diesel может использоваться для всех дизельных двигателей, как с сажевыми фильтрами, так и без них – в качестве профилактической меры или для решения проблем. Он также испытан с турбонагнетателями. Идеально совместим со всеми обычными дизельными и био-дизельными топливами и одной банки объемом 250 мл достаточно для топлива объемом до 75 л (дозировка 1: 300). Эффект от однократного применения длится до 2000 км.

Рис 3. Засоренный инжектор и хорошее распыление

Почему мы должны использовать этот продукт?

Этот продукт помогает удалить отложения в системе впрыска дизельного топлива и в камерах сгорания, предотвращает их повторное образование. Поддерживает в чистоте все компоненты  дизельной системы впрыска и предотвращает пригорание игл форсунок и их закоксовку.

Использование данного продукта позволит увеличить цетановое число и повысить эффективность воспламенения дизельного топлива. Делает работу двигателя более тихой и плавной. Защищает всю топливную систему от коррозии и износа, а также оптимизирует значения экологических показателей и мощность двигателя.

Чистые двигатели потребляют меньше топлива и сокращают выбросы.

Преимущества использования данного продукта:

  • сохраняет топливную систему в чистоте
  • для дизельных топлив с низким содержанием серы
  • очищает форсунки впрыска
  • испытано на каталитических нейтрализаторах
  • предотвращает пригорание игл форсунок и их закоксовку
  • повышает цетановое число
  • оптимизирует показатели двигателя
  • оказывает смазывающее действие
  • отлично очищает
  • предотвращает накопление отложений
  • хорошая антикоррозионная защита
  • гарантирует низкий расход топлива
  • снижает износ

Что произойдет, если мы не будем использовать этот продукт?

На форсунках образуются нагары от дизельного топлива Инжекторы — это высокоточные, чувствительные компоненты, которые должны выдерживать давление в несколько тысяч бар и выполнять сотни точно дозированных индивидуальных инъекций в секунду. С помощью форсунок дизельное топливо распыляется в камеру сгорания в виде тонкого тумана.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как отрегулировать фары своими руками

Отложения от сгорания засоряют его с течением времени и сделают его неспособным распылять, если на крошечных отверстиях форсунок образуются отложения, то топливо больше не так тонко распыляется. Таким образом, дизельное топливо не сгорает полностью.

В результате снижается производительность двигателя, повышается расход топлива и ухудшаются показатели выхлопных газов! Причем, замена полностью засорившегося инжектора стоит недешево!

Регулярное использование присадки Super Diesel обеспечивает наилучшие показатели очистки вашей дизельной топливной системы и форсунок.

Это позволяет двигателю восстановить свои первоначальные показатели – как в производительности двигателя, так и в потреблении топлива, а также избежать дорогостоящего ремонта!

Получить дополнительную информацию о присадке Liqui Moly Super Diesel.

Источник: https://liquimoly.ru/servis/info/prisadka-super-dizel-ot-liqui-moly/

Амистад: продажа топлива оптом

Одним из параметров классификации дизельного топлива является цетановое число, которое показывает степень его воспламеняемости. Качественный показатель для бензинов – октановое число – определяет стойкость бензина к детонации. Поэтому можно говорить, что цетановое и октановое число в дизельном топливе и бензине обратны друг другу.

Цетановое число (ЦЧ)

В дизельных двигателях топливо зажигается не от искры, как в бензиновых, а самостоятельно воспламеняется в результате высокого давления. Цетановое число характеризует воспламеняемость и качество сгорания дизельного топлива в двигателе. Топливная смесь с более высоким ЦЧ имеет меньший период задержки, сгорает спокойнее и полнее, чем с низким. Кроме того, такое ДТ легче и производит меньше дыма.

Оптимальное цетановое число дизельного топлива для стандартных моторов составляет от 40 до 55 по ГОСТу. Если ЦЧ выше 55, топливо не успевает полностью сгорать в цилиндрах. Цетановое число зимнего топлива выше, чем летнего, из-за необходимости работать при низких температурах. Также эти два вида топлива отличаются химическим составом.

Определение цетанового числа происходит путем расчета объемной доли цетана в специальной топливной смеси, у которой такой же период задержки воспламеняемости, как у тестируемого образца. Для этого цетан (по-другому гексадекан) смешивают с альфаметилнафталином и высчитывают объем цетана, принимая его индекс за 100.

Повышение цетанового числа

Размер цетанового числа зависит от наличия в составе дизеля парафинов, олефинов, нафтенов, ароматических углеводородов. Производство топлива с высоким ЦЧ не всегда возможно и требует больше затрат. Поэтому для повышения цетанового числа используют специальные присадки.

Присадка для увеличения цетанового числа улучшает воспламеняемость топлива, увеличивает полноту сгорания, облегчает запуск мотора и снижает количество выбросов в атмосферу. В основе присадок лежат алкилнитриты, которые в будущем могут быть вытеснены алкилпероксидами.

Октановое число (ОЧ)

Октановое число бензина показывает его устойчивость к детонации – воспламенению при сжатии в цилиндрах. Требования к детонационной стойкости топлива зависят от параметров двигателя, поэтому октановое число – показатель не столько качества бензина, сколько его соответствия характеристикам мотора.

Методы определения ОЧ

Определение октанового числа сходно с определением цетанового. Но здесь в качестве эталона используют смесь изооктана (у которого ОЧ -100) с н-гептаном (ОЧ-0) с такими же характеристиками, как у опытного образца бензина. А затем определяется объем изооктана, который и соответствует искомому октановому числу.

Эту процедуру называют исследовательским методом измерения октанового числа, отсюда буква И в маркировке АИ. Также может применяться моторный метод, при котором испытания проводятся в условиях реальной езды.

Для каждой величины октанового числа устанавливается своя степень сжатия для обоих методов измерения, эти стандартные параметры приведены в таблице октановых чисел.

Как повысить октановое число

Топливо с низким октановым числом воспламеняется раньше, чем с высоким, и при несоответствии требованиям двигателя может привести к детонации, то есть взрыву. Для повышения ОЧ часто используют антидетонационные присадки, наиболее безопасной из которых является метил-трет-бутиловый эфир. Это нетоксичное вещество имеет октановое число выше 100, обеспечивает полное сгорание топлива и снижает выбросы углекислого газа.

Сегодня появились специальные приборы для проверки октанового числа, которые позволяют за короткое время проверить бензин прямо на АЗС.

Источник: https://oilselling.ru/2017/11/19/cetanovoe-i-oktanovoe-chislo/

Свойства дизельного топлива

Дизельное топливо (ДТ) – одно из наиболее популярных видов горючего, что используется для двигателей внутреннего сгорания. Оно более экономичное, чем бензин, к тому же стоит дешевле. Поэтому все больше автомобилей – не только грузовых, но и легковых, сегодня используют разные виды дизельных топлив. Какие характеристики у этого горючего и что надо знать, выбирая топливо, читайте далее.

Виды дизельного топлива

Качественно-количественный состав и физико-химические характеристики топлива для дизельных двигателей обуславливают его классификацию. Различают три основных марки ДТ:

  • Л – летнее, используется преимущественно в теплый сезон, когда температура окружающей среды выше 0С;
  • Е – межсезонное, которое может использоваться круглогодично, если температура окружающей среды не ниже -15С;
  • З – зимнее, применяемое в холодное время года, когда температура воздуха выше -20С;
  • А – арктическое, которое можно использовать в особо суровых условиях при температуре окружающего воздуха до -50С. 

Эти виды топлива различаются между собой фракционным составом, вязкостью, плотностью, температурой испарения и застывания, а также иными характеристиками, о которых мы поговорим ниже.

Также существует подразделение топлива на экологические классы, что определяется содержанием соединений серы в выхлопе. Используемые у нас в стране классы – от К2 до К5 – соответствуют европейской маркировке. То есть топливо К4 – это Евро 4 и т.д.

Цетановое число дизельного топлива

Это основное свойство дизельного топлива, аналогичное октановому числу бензина. Цетановое число определяет воспламеняемость горючего. Чем оно выше, тем более качественным считается топливо, так как сгорает оно более равномерно и с низкой скоростью нарастания давления в двигателе. Это положительно сказывается на ходовых характеристиках авто, эксплуатационных свойствах и долговечности ДВС.

Но повышение цетанового числа сверх рекомендованного для конкретного двигателя может наоборот привести к возрастанию нагрузки на него и снижению характеристик, падению экономичности и повышению уровня дымности отработанных газов.

Цетановое число топлива определяется опытным путем как объемная доля количества цетана в смеси с альфа-изомером метилнафталина в топливе. Для сравнения используют эталонную смесь с известным содержанием цетана и метилнафталина. Этот показатель топлива напрямую зависит от углеводородного состава горючего и определяет мощность, экономические показатели работы двигателя. Цетановое число дизельного топлива связано линейной зависимостью с его температурой кипения.

У топлива для дизельных автомобилей, реализуемого на отечественном рынке показатель цетанового числа колеблется в пределах от 30 до 80. Для горючего, идущего на экспорт, а также иностранного ДТ применяют другой показатель – дизельный индекс, который может иметь значение от 20 до 80. Численно эти характеристики примерно соизмеримы.

Фракционный состав топлива

Этот показатель определяет качественно-количественный состав горючего, а также влияет и на цетановое число. Чем больше легких углеводородных фракций содержится в топливе, тем меньше кислорода необходимо для образования горючей смеси. Соответственно, тем быстрее топливо воспламеняется и тем полнее идет процесс его сгорания. Таким образом, ДТ, богатое легкими углеводородами, более экономично в использовании и имеет высокие экологические показатели.

Влияние фракционного состава у дизельного топлива не столь велико для двигателей с предкамерным и вихрекамерным смесеобразованием. А вот ходовые и экономические показатели ДВС с непосредственным впрыском в силу конструктивных особенностей сильно зависят от фракционного состава топлива.

Вязкость и плотность топлива

Это очень близкие физические показатели, находящиеся в прямой зависимости. Чем ниже вязкость топлива (и, соответственно, его плотность), тем лучше оно испаряется и распыляется, что способствует лучшему и более простому смесеобразованию. Наоборот, повышение плотности и вязкости горючего ведет к росту диаметра капель в топливной смеси, что негативно сказывается на качестве и препятствует полному сгоранию.

Но и слишком низкий показатель вязкости топлива имеет негативные последствия. Такое горючее, вследствие своей высокой текучести, просачивается между движущимися элементами топливной системы и не обеспечивает требуемого внутреннего давления, что снижает производительность насоса и увеличивает нагрузку на него.

Нормальной вязкостью дизельного топлива считается показатель в пределах 1,8-7,0 мм/с. Изменение вязкости в этих границах практически не сказывается на мощности, экономичности и долговечности дизельного мотора.  

Чистота топлива

Этот качественный показатель определяется коэффициентом фильтруемости горючего. Для его измерения используют специализированные бумажные фильтры, через которые несколько раз пропускают порции топлива, измеряя время полной фильтрации. Чем меньше в ДТ примесей, тем быстрее оно фильтруется. Негативное влияние на свойства топлива оказывают содержащиеся в нем:

  • Вода. Она может составлять 0,002-0,008% топлива по объему. Этот показатель считается нормальным и не влияет на характеристики горючего. Повышение его до 0,01% приводит к падению мощности, росту расхода топлива и снижению долговечности движущихся элементов.
  • Поверхностно-активные вещества (ПАВ). Основными соединениями этого типа являются мыла нафтеновых кислот, которые повышают вязкость топлива и негативно сказываются на его эксплуатационных свойствах.
  • Смолистые соединения. Они снижают цетановое число и препятствуют полному сгоранию топлива. Использование горючего с эфирными и смолистыми примесями влечет образование нагара на свечах и стенках цилиндров.
  • Мелкодисперсные твердые примеси. В качественном топливе их содержание составляет не более 0,002-0,004%. Больший показатель – это потенциальная опасность повреждения движущихся элементов топливной системы.

Работа на дизельном топливе с большим количеством примесей – воды, грязи, ПАВ – снижает не только мощностные и экономические показатели, но и увеличивает износ основных элементов топливной системы. 

Другие важные характеристики дизеля 

Еще одно важное свойство ДТ – температура вспышки. Для дизельных двигателей (особенно, с непосредственным впрыском) очень важно, при какой температуре воспламеняются топливная смесь.

Подбор оптимальной температуры способствует полному сгоранию дизельного горючего.

Если же температура слишком низкая (или наоборот высокая), то некоторые составные вещества – в основном непредельные углеводороды – сгорают не полностью, образуя на поверхности цилиндров, свечах и других элементах двигателя нагар.

Не менее важны и низкотемпературные характеристики топлива, что определяет климатическую зону его использования. На этот показатель влияет углеводородный состав. Легкие фракции низкой плотности и высокой текучести замерзают (загустевают) при более низких температурах. Но производство таких топлив более затратно.

Для снижения стоимости к топливу обычно добавляют так называемые депрессорные присадки – вещества, понижающие температуру застывания горючего. Такое топливо отличается меньшим расходом и повышенными мощностными характеристиками при низкой температуре окружающей среды.

Кроме того, на таком горючем дизельные автомобили лучше и стабильнее работают, быстрее заводятся.   

Еще немного о дизельном топливе

Как видим, качественные характеристики и состав топлива очень важны для работы топливной системы и общих характеристик двигателя в целом. В основном это касается мощности и расхода. Но даже если эти показатели не столь существенны для вас, следует помнить, что некачественным топливом очень просто загубить двигатель – в результате повышенной нагрузки и износа движущихся элементов.

Источник: https://petrolcards.ru/articles/svoistva-dizelnogo-topliva/

Цетановое число дизельного топлива

Большинство автовладельцев предпочитают использовать высокоцетановое топливо, потому что считают его наиболее продуктивным в работе, а также полезным для топливной системы и комфорта в движении. На практике цетановое число дизельного топлива имеет немного иное предназначение, которое желательно знать, чтобы всегда делать верный выбор. При этом для каждого автомобиля в различное время года оптимальные показатели ЦЧ могут варьироваться, позволяя получить желаемые результаты.

Что означает цетановое число дизельного топлива?

Оптимальные показатели в ДТ

Для автомобилей от различных производителей и разнообразных поколений оптимальное цетановое число в дизельном топливе будет отличаться, потому что при разработке ДВС учитываются наиболее современные технологии. Таким образом, для большинства двигателей актуальные показатели ЦЧ варьируются в пределах 40-55 единиц. На деле можно произвести следующее разделение:

  • до 40 практически не используется из-за низкого качества и вреда всем элементам в машине, с которыми оно соприкасается;
  • стандартное советское горючее имеет 40-45;
  • качественные образцы, подготовленные для современных автомобилей – 45-50 (согласно действующим ГОСТ летние и зимние образцы топлива не могут иметь ЦЧ меньше 45);
  • показатель 50-60 применяется лишь в особых условиях, т.к. топливо быстро прогорает, хоть и практически не вредит двигателю;
  • свыше 60 практически не применяется, т.к. значительно снижаются эксплуатационные показатели.

В отдельных случаях можно воспользоваться присадками, позволяющими повысить показатель до нужного уровня. При этом стоит учесть, что каждый разбавитель попутно привносит и другие изменения в структуру горючего, из-за чего использовать добавки можно лишь в особых случаях.

Как повысить цетановое число дизельного топлива?

Определение ЦЧ в дизельном топливе

Цетановое число дизельного топлива определяется следующими способами:

  1. Лабораторный. При использовании специальных научных методов выявляется соотношение цетана к альфа-метилнафталину, в результате которого и удается получить искомый показатель.
  2. Моторный. Наиболее точный из всех вариантов, потому что испытания проходят на специально собранном двигателе. В результате наблюдений удается выявить именно те показатели, которые присущи горючему.
  3. Экспресс. Самый быстрый и при этом неточный вариант. Актуален в тех случаях, когда возможно допущение небольшой погрешности.
  4. Задержка воспламенения. Самый современный и быстрый способ узнать результаты. Время исследования отнимает не более 20 минут, в результате чего можно узнать желаемый показатель.

Из данного списка каждый человек сможет выбрать оптимальный вариант, после чего заказать соответствующую проверку. При соблюдении производителем всех норм и стандартов горючее становится почти безвредным для топливной системы.

Подробнее: Как определить цетановое число дизельного топлива?

Актуальность рассмотрения ЦЧ при выборе дизтоплива

Большинство автомобилистов стремятся сэкономить на горючем, не обращая внимание на его качество. При этом выбор низкокачественной продукции может обернуться следующими сложностями:

  • появляется детонация;
  • ухудшаются ходовые качества;
  • увеличивается расход без видимых причин;
  • в запущенных случаях выходит из строя топливная система.

Приобретайте топливо в нашей компании, и вы всегда будете уверены в его качестве и соответствии всем действующим стандартам.

Источник: https://betodisel.ru/tsetanovoe-chislo-dizelnogo-topliva

Что означает цетановое число?

Цетановое число — это параметр, определяющий период между впрыском в цилиндр двигателя дизельного топлива и началом горения. Очевидно, что при повышении ЦЧ время задержки уменьшается, а топливная смесь сжигается спокойнее и более плавно.

В настоящее время считается наиболее приемлемым для эффективной работы двигателя дизельное топливо с рассматриваемым параметром между 45 и 55. При его уровне ниже 40 серьезно увеличивается задержка горения, что приводит к нарастанию внутреннего давления в камере сгорания и вполне естественному быстрому износу двигателя.

Отечественные стандарты устанавливают минимальное цетановое число для всех видов дизельного топлива (как летнего, так и зимнего) на уровне 48. В некоторых случаях (использование зимой в арктических условиях) допускается снижение показателя до 40.

К премиальным классам топлива относится то, у которого рассматриваемый параметр находится в пределах от 51 до 55. Оно, как правило, значительно легче, эффективнее для запуска двигателя зимой и образует при сжигании меньше дыма. При увеличении ЦЧ более 60 происходит обратный процесс, качество топлива снижается, что связано с неполным его сгоранием, увеличением расходы и объема выделяемых выхлопных газов.

Оптимальный показатель цетанового числа обеспечивает:

  • низкий уровень шума дизельного двигателя при работе;
  • отменные параметры тяги;
  • высокую степень сгорания используемого топлива без перегрева двигателя;
  • минимально возможный износ элементов и деталей мотора.

Учитывая вышесказанное, становится очевидным, насколько выгоднее и эффективнее применять дизельное топливо с оптимальным ЦЧ.

Методы определения

В настоящее время разработано несколько способов измерения цетанового числа. К их числу можно отнести:

  • метод стандартного двигателя. Классический способ, применяющийся все реже. Это связано с наличием большого количества недостатков, главными из которых является громоздкое оборудование, значительный срок анализа (иногда — несколько часов) и недостаточная точность;
  • прямые методы. В этом случае используется не двигатель, а камера какого-то постоянного объема, при помощи которой определяется задержка воспламенения. Плюс данного способа — оперативность (около 20 минут), к недостаткам можно отнести зависимость результатов измерений от качества топлива;
  • непрямые методы. Наиболее прогрессивный и современный способ определения параметра. Он осуществляется при помощи различных инфракрасных спектрометров и основан на анализе состава компонентов топлива. Единственным недостатком метода считается невозможность учесть влияние применяемых «улучшителей» цетанового числа, используемых достаточно часто.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как затонировать машину самому

Методы увеличения

На данный момент активно применяется два основных способа повысить цетановое число.

Во-первых, этого можно добиться более глубокой переработкой исходного топлива. Этот метод наиболее эффективен, но достаточно сложный и ведет к большим потерям сырья.

Вторым способом улучшить характеристики топлива является добавления различных присадок и стабилизаторов. Их в настоящее время разработано немалое количество, а эффективность такова, что при внесении препарата, масса которого составляет 1,5% от веса топлива, цетановое число увеличивается на 5-10 единиц.

Источник: https://koneks-oil.ru/blog/cetanovoe-chislo-dizelnogo-topliva.html

Цетановое число дизтоплива — что это?

О том, что такое октановое число бензина, знает практически каждый водитель. Даже человек, весьма далекий от мира автолюбителей, уверен, что чем выше этот показатель, тем качественнее будет топливо.

Но специалист с опытом скажет вам, что он означает всего лишь допустимую степень сжатия ДВС, способного бесперебойно работать на бензине определенной марки. Процессы, происходящие в двигателе, очень сильно зависят от качества топлива. Это касается как бензиновых, так и дизельных агрегатов.

Покупая топливо, необходимо обращать внимание на основные его характеристики. Главнейшим критерием качества солярки является цетановое число.

Что оно означает?

Данный показатель выражает способность дизтоплива к воспламенению. Значения цетанового числа говорят о том, насколько быстро растет давление в ДВС, какова скорость его запуска и качество отработанных газов. При покупке дизельного топлива необходимо обязательно обратить внимание на указанные цифры. И выбрать оптимальный вариант.

Ведь слишком высокое или, наоборот, заниженное цетановое число может привести к проблемам в работе двигателя. Поэтому нужно строго придерживаться нормативов. Оптимальные значения цетанового числа расположены в диапазоне от 40 до 55. Необходимо отметить, что сезонность оказывает немалое влияние на выбор топлива.

Например, в летнее время достаточно использовать солярку с цетановым числом 40. А с наступлением морозов необходимо переходить на дизтопливо с показателем не менее 45. Покупая такое горючее, вы обеспечите холодный запуск двигателя. Машина будет работать бесперебойно даже в самую ненастную погоду.

Необходимо отметить, что слишком высокое цетановое число негативно влияет на ДВС, снижая качество работы автомобиля. Также отрицательно сказывается и применение топлива с необоснованно заниженными цифрами.

От чего зависит значение цетанового числа

Если рассматривать технические подробности, то на значение цетанового числа влияет, в первую очередь, класс углеводородов. Впрочем, как и их структура. Это означает, что изменение фракционного состава дизтоплива приведет и к изменению данного критерия.

Например, самые высокие значения будут наблюдаться у чисел, в составе которых преобладают нормальные парафиновые углеводороды. Они отличаются именно такими свойствами. А вот у углеводородов с разветвленной структурой будут самые низкие значения цетанового числа.

Источник: https://dostavka-toplivo.ru/cetanovoe-chislo-diztopliva-chto-eto/

Октановое и цетановое число: в чем разница?

Сегодня мы поговорим о таком редко обсуждаемом обывателями явлении, как октановое и цетановое числа в топливе. Что это такое в сравнении одно с другим? В чем разница? Где применяется октан, а где цетан? И нужно ли мне это знать?

Октановое число

Начнем с основ, самого простого и распространенного показателя, октанового числа. Он используется в качестве шкалы оценки бензина. Октановое число, как слышали скорее всего многие, является показателем, который характеризует детонационную стойкость бензина, то есть возможность топливу сопротивляться самопроизвольному воспламенению при сжатии.

Что это означает? Бензин с более высоким октановым показателем может быть сжат до более высоких атмосфер (высокого давления), при этом топливовоздушная смесь не воспламенится раньше времени. Иными словами, можно подвести такой вывод под одной из тех цифр, что мы обычной видим на заправках: 92, 95, 98, – это показатель того, насколько вы можете сжать воздушнотопливную смесь прежде чем бензин в ней загорится.

C₈H₁₈ Макет октана

Если происходит преждевременное возгорание топлива, до того, как в заданный промежуток времени проскочит электрическая искра, мы получим так называемую детонацию, крайне вредное для любого мотора явление, с которым инженеры уже давно научились бороться. Как видим, в том числе при помощи топлива.

Кстати, а знали ли вы, что шкала алканов, в которые входят в том числе и октаны, простирается от 0, этот показатель соответствует гептану (C₇H₁₆) до показателя в 100 единиц, что соответствует октану (C₈H₁₈)? Теперь знаете или по крайней мере вспомнили. Вот такое небольшое отступление в химические дебри школьной программы.

Чем еще полезен высокооктановый бензин, кроме отсутствия или минимального присутствия возможности детонации? При высоком показателе компрессии двигатель способен развить больше крутящего момента при одном и том же объеме израсходованного топлива. То есть, двигатель становится эффективным. При этом двигатель позволяет заранее выставить фазы, что даст временной запас при движении поршня в верхнюю мертвую точку и оптимально поджечь смесь.

И наконец, благодаря вышеназванным плюсам, высокооктановое топливо лучше работает в двигателях с турбинами и нагнетателями.

Пару слов о низкооктановом бензине. Все те показатели, только со знаком минус, наблюдаются у топлива с низким октановым числом. Этим обусловлено использования бензинов АИ-80, 92 и в относительно маломощных атмосферных моторах.

Цетановое число

Цетан используется для схожей шкалы оценки, только у дизельного топлива. Характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси.

Что это значит? Это измерение временного промежутка, с того момента, когда топливо впрыскивается в цилиндр и когда это топливо начинает гореть. По науке – промежуток времени, проходящий от впрыска топлива в цилиндр до начала его воспламенения.

Высокое цетановое число дизельного топлива, будет являться измеренным показателем того, насколько топливо быстро воспламеняется после впрыска в цилиндры. И, наоборот, низкое цетановое число, означает, что для поджигания топлива потребуется некоторый временной промежуток.

C16H34 Макет цетана 

Измеряется показатель цетана также по шкале углеводородов, крайний левый в которой будет 1-метилнафталин, (C11H10) – отображается 0, 100 – цетан (C16H34).

Преимущество ускоренного возгорания дизельного топлива заключается в том, что двигатель работающий на нем может развивать больше крутящего момента, задержка зажигания будет минимальной, скорость набора оборотов будет выше. Синхронизация работы фаз при помощи работы двигателя на высокоцетановом топливе может проводиться более точно, воспламеняя топливовоздушную смесь в тот момент, когда требуется развить максимальный крутящий момент.

Финальным плюсом высокого показателя цетана можно назвать низкие выбросы углеводородов в атмосферу, поскольку такое топливо сгорает полнее. Но, при этом, как показывают исследования, твердых частиц из выхлопной трубы выбрасывается больше, чем у дизельного топлива с низким показателем цетана.

Как бы то ни было, чем выше цетановое число, тем лучше, это показатель более качественного ДТ.

Надеемся теперь вопросов не возникнет.

взято с -канала: «Engineering Explained»

Источник: https://1gai.ru/baza-znaniy/sovety/520548-oktanovoe-i-cetanovoe-chislo-v-chem-raznica.html

Neste Pro Diesel- лучшее топливо в мире!

Neste Pro Diesel – это дизельное топливо нового поколения, которое ведущие автопроизводители признали лучшим в мире. Если бы инженер фирмы-производителя, выпустившего Ваш автомобиль мог выбирать топливо, он выбрал бы Neste Pro Diesel.

Теперь в Вашем автомобиле всегда должно найтись место для Neste Pro Diesel!

Почему?

Neste Pro Diesel — первое и единственное в мире дизельное топливо, которое соответствует самым строгим требованиям Всемирной Топливной Хартии (World Wide Fuel Charter). Это новое и совершенно уникальное топливо, разработанное ведущим в мире предприятием Neste по переработке нефти и выработке возобновляемой энергии.

Что такое Всемирная Топливная Хартия (World Wide Fuel Charter)?

Всемирная Топливная Хартия – это соглашение о специфических требованиях к качеству топлива, подписанное автопроизводителями стран Европы, США и Азии. Оно устанавливает намного более строгие требования к качеству топлива чем основной стандарт EN 590.

Хартия отражает требования самих автопроизводителей, в том время как стандарт EN 590, применяемый во всех странах-членах ЕС, устанавливает минимально допустимое качество топлива, необходимое для гарантии транспортного средства.

Neste Pro Diesel — первое и единственное в мире дизельное топливо, которое соответствует требованиям Всемирной Топливной Хартии самой строгой — пятой категории.

Теперь в Вашем автомобиле всегда должно найтись место для Neste Pro Diesel!

Neste Pro Diesel в скором времени будет доступно на 20-ти автоматических заправочных станциях Neste по всей Эстонии.

О продукте

Топливо Neste Pro Diesel производится в Финляндии на заводе Порвоо — самом современном в Европе нефтеперерабатывающем комплексе. При производстве используют самые современные технологии и фракции углеводородов самого высокого качества. Строгие требования Всемирной Топливной Хартии не позволяют использовать рапсовый метил эфир, или так называемое биотопливо первого поколения, поэтому в Neste Pro Diesel содержится только возобновляемое топливо Neste.

Доказано, что свойства Neste Pro Diesel лучше, чем у любого другого дизельного топлива, и оно подходит всем транспортным средствам с дизельным двигателем независимо от их года выпуска. Его можно также смешивать с обычным дизельным топливом.

Исследования, проведенные техническим исследовательским центром Финляндии VTT и в лаборатории Neste показали, что по сравнению с обычным дизельным топливом, расход Neste Pro Diesel до 5% меньше.

10 преимуществ Neste pro Diesel

Исследования, проведенные техническим исследовательским центром Финляндии VTT показывают, что по сравнению с обычным дизельным топливом, расход Neste Pro Diesel до 5% меньше

Измерения, проведенные в лаборатории Университета прикладных наук Тампере, показали, что мощность двигателя и обороты при использовании Neste Pro Diesel вырастают до 4%.

Зимой в холодную погоду, Neste Pro Diesel (температура помутнения –32 °C и температура замерзания –37 °C) обеспечивает лучшую работу двигателя, чем обычное зимнее дизельное топливо. Благодаря высокому цетановому числу, мотор на морозе также заводится лучше. .

Благодаря высокому цетановому числу Neste Pro Diesel, при поездке в холодную погоду снижается выброс выхлопных газов и уменьшается шум мотора. Выбросы CO2 в течении жизненного цикла двигателя снижаются до 20%. Количество выбросов оксида азота, углеводорода и мелких частиц также снижается.

Лучшие смазочные свойства защищают составляющие топливных форсунок.

Neste Pro Diesel горит чище, образуя меньшее количество углерода, улучшает мощность мотора и уменьшает потребность в ремонте.

Более высокое цетановое число: лучший запуск, более тихая работа двигателя, меньше вредных выбросов, меньший расход топлива. 

В двигателе образуется меньше углеродных осадков, а топливные форсунки и сажевый фильтр дольше остаются чистыми.

При сгорании Neste Pro Diesel практически совсем не оставляет сажи. Также смазочные масла двигателя служат дольше срока, рекомендуемого для замены масел. В результате срок службы двигателя возрастает.

При более низкой температуре дистилляции, топливо сгорает более полно, уменьшается количество выбросов и в моторное масло попадает меньше дизельного топлива

 

Источник: https://www.neste.ee/ru/prodiesel-ru

Полезная информация о топливе и присадках для него, часть 1

Что такое дизельное топливо, его виды и свойства, как выбрать топливо, подходящее именно вашему автомобилю, защитить мотор и продлить ему жизнь — читайте в нашем новом цикле статей

Мы начинаем цикл статей о топливе для ваших верных моторов. О том, как еще можно их защитить и продлить их жизнь, помимо использования высококлассных масел AMSOIL. Друзья, как всегда немного теории в начале. 

Виды дизельного топлива 

В системе питания дизелей используют жидкое топливо, которое получают в результате прямой перегонки нефти при температуре 230 380 ˚С. Такое топливо называют дизельным топливом или дизтопливом. Для получения необходимых свойств к дизельному топливу прямой перегонки добавляют керосино-газойлевые фракции различных технологических процессов переработки нефти и газовых конденсатов. 

В среде автомобилистов дизельное топливо нередко называют соляркой, но мало кто знает, что солярка — его первоначальное название, поскольку еще в позапрошлом веке более тяжелую фракцию, образующуюся при перегонке нефти, называли «солярол» (от немецкого «Solaröl» — «солнечное масло»).

В середине прошлого века в нашей стране выпускался нефтепродукт под официальным названием Соляровое масло, использовавшийся в качестве топлива в системе питания дизелей с невысокой частотой вращения коленчатого вала.

Поэтому название дизельного топлива «солярка», «соляра» до сих пор используется в разговорной речи. 

В зависимости от условий применения выпускают три марки дизельного топлива: 

  • Л (летнее) – для температуры окружающего воздуха 0 ˚С и выше; 
  • З (зимнее) – для температуры окружающего воздуха минус 20 ˚С и выше; 
  • А (арктическое) – для температуры окружающего воздуха минус 50 ˚С и выше. 

Эти топлива отличаются между собой фракционным составом, вязкостью, плотностью, температурами застывания, помутнения и другими показателями. Ввиду особенностей устройства системы питания дизелей топливо для них должно обладать хорошими смазывающими свойствами, достаточной прокачиваемостью и особенно фильтруемостью. 

С 2005 г. в России действует новый государственный стандарт на дизельное топливо — ГОСТ Р 52368-2005. Он полностью соответствует спецификации европейского стандарта EN 590-2009 (или ЕВРО-5EN 590). Согласно требованиям нового стандарта в дизельном топливе жёстко нормируется содержание серы в виде различных сернистых соединений — меркаптанов, сульфидов, дисульфидов и др. 

Понижение содержания серы в дизельном топливе, как правило, приводит к снижению его смазывающих качеств, поэтому для дизельного топлива с очень низким содержанием сернистых соединений обязательным условием является наличие смазывающих присадок. 

Цетановое число дизельного топлива 

Диапазон значений цетанового числа используемых в двигателях видов дизельного топлива колеблется от 40 до 55. Фактически, эта цифра означает отрезок времени от подачи топлива в цилиндр до его воспламенения.

Более высокое цетановое число означает меньшее время воспламенения и, соответственно, лучшее горение топлива, что повышает экологичность выхлопа. Однако если этот показатель превышает 60, то прироста мощности двигателя не происходит.

Применение топлива с низким цетановым числом приводит к увеличенному периоду задержки или запаздыванию самовоспламенения. В этом случае в камере сгорания накапливается большая масса топлива, которая затем мгновенно сгорает (взрывное горение). 

При этих условиях давление в цилиндре нарастает скачкообразно, дизель работает жестко (слышится металлический стук), вследствие этого возрастает нагрузка на коренные подшипники, повышается их износ, что приводит к преждевременному выходу подшипников из строя. 

При нормальном цетановом числе период запаздывания воспламенения топлива мал, оно воспламеняется сразу же при входе в камеру сгорания. Давление в цилиндре нарастает плавно, двигатель работает мягко, без стуков и процесс сгорания топлива в цилиндре идет нормально. 

Дизельное топливо с чрезвычайно высоким цетановым числом (выше 7075) не успевает полностью перемешиваться с воздухом, процесс сгорания происходит при недостаточном количестве воздуха, вследствие чего топливо догорает в процессе такта рабочего хода, из-за чего падает экономичность дизеля, появляется дымный выхлоп, увеличивается нагарообразование и т. д. 

Физические свойства дизельного топлива 

Физические свойства видов дизельного топлива регламентируются упомянутым выше ГОСТ 305-82. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как отрегулировать сцепление на т 40

Летнее дизельное топливо 

Летнее дизельное топливо должно иметь плотность не более 860 кг/м 3 и температуру вспышки — плюс 62 °C. Температура застывания должна быть не ниже минус 5 °C. Летнее топливо получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180360 °C. 

Зимнее дизельное топливо 

Зимнее дизельное топливо должно иметь плотность не более 840 кг/м 3 и температуру вспышки — плюс 40 °C. Температура застывания зимнего дизельного топлива не должна превышать минус 35 °C.

Получают зимнее дизельное топливо смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180340 °C.

Также зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавлением специальной депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, практически не влияя на температуру предельной фильтруемости. 

Арктическое дизельное топливо 

Арктическое дизельное топливо имеет плотность не более 830 кг/м 3 и температуру вспышки — плюс 35 °C. Температура застывания такого топлива — не выше минус 55 °C. Получается арктическое топливо смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180320 °C. Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо, по сути, — утяжеленный керосин. 

Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число (35-40) и недостаточные смазывающие свойства, что неприемлемо для нормальной работы ТНВД и форсунок, поскольку смазывающие свойства дизтоплива используются для снижения трения в узлах и приборах системы питания. Для улучшения смазывающих свойств арктического дизельного топлива в него добавляют минеральные моторные масла и цетаноповышающие присадки. 

Существует и другой способ получения арктического дизельного топлива — депарафинизация летнего дизельного топлива, который требует применения специального оборудования и является более дорогим по сравнению с использованием керосина в качестве добавки. 

Плотность дизельного топлива 

Важным физическим свойством дизельного топлива является его плотность. Чем выше плотность топлива, тем больше энергии вырабатывается в процессе его сгорания и, соответственно, возрастают показатели эффективности и экономичности. Автомобиль, заправленный более плотным дизельным топливом, имеет больший запас хода по времени работы двигателя и пробегу. Обычно плотность дизельного топлива в нормальных условиях (при температуре плюс 20 °C) находится в пределах 0,8250,845 г/см 3. 

Плотность дизельного топлива, как и других веществ, зависит от температуры окружающего воздуха — при понижении температуры плотность увеличивается, объем топлива уменьшается (происходит усадка). 

Для определения изменения объема топлива при колебаниях температуры внешней среды на практике можно использовать простой способ, описываемый формулой: «Один литр на каждую тонну топлива при изменении температуры на один градус». Разумеется, при этом следует учитывать, что при повышении температуры объем увеличивается, а при снижении — уменьшается.

Источник: https://www.amsoil-club.su/blog-statyi-novosti-video/poleznaya-informatsiya-o-toplive-i-prisadkah-dlya-nego-chast-1/53

Цетановое число в дизельном топливе: что это, как определить, как повысить?

За годы успешного использования дизельного топлива в качестве горючего для легковых автомобилей опытные водители на собственном опыте смогли убедиться во всех его преимуществах. Но для того чтобы избежать любых неожиданностей на дороге, просто необходимо знать всё об используемой для машины солярке, её характеристиках, чтобы иметь возможность грамотно и быстро среагировать в случае необходимости.

Что такое цетановое число?

Цетановое число – одна из важнейших характеристик, которая, по сути, определяет способность жидкости самовоспламеняться или воспламеняться.

Для того чтобы определить его величину специалистам необходимо провести измерения времени задержки, которое проходит между поступлением жидкости в цилиндр мотора до начала процесса горения.

Это означает, что чем меньше период времени, который требуется для воспламенения топлива, тем проще будет запустить двигатель, сократить время «белого дымления». Более высокое цетановое число позволит ускорить работу двигателя и повысить его мощность.

Почему стоит знать, что такое цетановое число?

Характеристика определяет экологичность используемого горючего и зависит от его углеводородного состава. В зависимости от доли содержащихся в топливе парафиновых и ароматических углеводородов будут меняться и качественные характеристики продукта (под воздействием высокого содержания первых воспламеняемость будет происходить быстрее, а увеличение доли вторых – к замедлению этого процесса).

Низкое цетановое число (меньше 40) приводит к тому, что с использованием такого дизтоплива двигатель будет работать на холостом ходу с характерным «дизельным стуком», а все трущиеся детали и узлы – с повышенным износом. При этом стоит отметить, что рассчитывать на нормальную работу машины можно при цетановом числе:

  • более 40 при использовании топлива для грузовых автомобилей,
  • от 55 – для легковых машин,
  • до 20 – для крупных судов.

Также стоит отметить, что для зимних марок дизельного топлива характерно наличие более высоких показателей в сравнении с летними, что позволяет существенно облегчить пуск двигателя в холодное время года.

Как определяют цетановое число?

Для того чтобы определить цетановое число, необходимо знать время, за которое происходит воспламенение смеси из α-метилнафталина и цетана. Полученные данные сравнивают с эталонным значением, приравненном к 100 %. В нашей стране действует стандарт качества, которым регламентирована нижняя граница для топлива всех типов: она не должна составлять меньше 40. Почему это важно?

  1. Для того чтобы обеспечить работу двигателя в оптимальном для него режиме, необходимо использовать топливо, у которого цетановое число находится на уровне 40-55.
  2. С использованием топлива с более низким показателем, чем рекомендуется, из-за задержки воспламенения снижается давление рабочего хода с одновременным снижением мощности.
  3. Увеличение цетанового числа на уровень выше 55 также не рекомендуется, так как в этом случае дизтопливо будет сгорать не полностью, образуя при этом большое количество копоти и сажи. Кроме того, существенно увеличится расход топлива.

Именно поэтому дизельное топливо с цетановым числом 55 является продуктом премиум-класса.

Почему рекомендуется использование дизельного топлива по сезону

 Достаточно часто возникает вопрос о том, что с увеличением цетанового числа для зимних марок горючего повышается и качество топлива в целом. Следовательно, у многих возникает желание использовать зимнюю марку дизеля в летнее время. Но стоит учитывать, что нельзя сказать, что все эксплуатационные характеристики и качественные показатели определяются исключительно величиной цетанового числа.

В данном случае важно использовать топливо, параметры которого находятся в пределах, рекомендованных производителем автомобиля. При превышении этого значения одновременно с более высокими расходами на само топливо увеличится и его расход, снизится экологичность. В обратной ситуации при более низком цетановом числе, чем требуется, будет происходить повышенный износ деталей, двигатель в целом будет работать в более жёстком режиме.

Если проанализировать возможности использования летом зимних марок дизельного топлива, то стоит обратить внимание на то, что в сравнении с летними они будут иметь разный химический состав. В первом случае для предотвращения застывания в холодное время года из нефтепродукта искусственно удаляют часть парафиновых углеводородов, которые и становятся причиной превращения жидкого топлива в гель, который топливная система не способна прокачать.

Но такой подход одновременно приводит к общему ухудшению характеристик. В связи с этим производителями используются специальные присадки как компенсатор, но полностью это сделать невозможно.

В итоге мотор будет работать с немного меньшей мощностью, более интенсивным коксообразованием, худшими показателями приемистости. К тому же не стоит забывать и о том, что дизельное топливо зимних марок дороже летних.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что ничего смертельного для автомобиля при такой замене не будет, но она просто не имеет смысла и дополнительных преимуществ.

ООО «Компания «Нипетойл» предлагает свои услуги по организации поставок дизельного топлива в любом необходимом объёме в Москве и области. Мы предлагаем оперативную доставку, пунктуальность, доступные цены, чёткое соблюдение правил перевозки, наличие большого автопарка спецтехники, соответствующей всем современным стандартам.

Источник: https://www.nipetoil.ru/stati/tsetanovoe-chislo-v-dizelnom-toplive-chto-eto,-kak-opredelit,-kak-povysit

Применение дизельного топлива в водно-моторной технике. Цетановое число, дизельный индекс

Парк дизельных моторов в России растет день ото дня, и не только на суше, но и на море. Однако если автомобилисты уже сообразили, как им жить и что делать с моторами Рудольфа Дизеля, то поклонники водно-моторных утех порой пребывают в недоумении по этому поводу.

Что делать с соляркой

Готовя этот материал, пришлось перерыть большое количество литературы и обойти еще большее количество сайтов вездесущего интернета, но четкого ответа на вопрос откуда в русском языке взялось слово «солярка», найти удалось.

Но это так, к вопросу о превратностях официального и народного языков Вывод же, который я для себя сделал исходя из этого факта подтвержден практикой.

Поясняю свою мысль: если термин имеет неизвестное происхождение, то и сам продукт по идее может оказаться сомнительным.

Теперь перейдем к практике. Для начала попробуем разобраться какие виды дизельною топлива (ДТ) вообще существуют и для чего они предназначены.

Итак, сегодня в России действует ГОСТ 305-82, т. е. от 1982 г.

Дизельные топлива выпускаются в соответствии с ним и различными ТУ, которых немного и которые разработаны, судя по их некоторым параметрам, для упрощения производства, в результате чего в торговле оказывается довольно некачественная солярка, не отвечающая многим требованиям. Разумеется, не все ТУ позволяют вольно обращаться с ДТ, есть и такие, которые практически соответствуют последним экологическим нормам, примятым за рубежом. Но их выпускается крайне мало.

По ГОСТу от 1982 г. существуют три разновидности дизельного топлива: летнее (Л), зимнее (3) и арктическое (А).

По некоторый данным, в России выпускается примерно 89% летнего ДТ, около 10% зимнею и примерно около 1% арктическою, что странно, ведь большая часть нашей страны зимой покрыта снегом, а морозы опускаются значительно ниже -15° С.

Да и зима у нас — понятие расплывчатое, в некоторых местах она начинается в октябре, а заканчивается в мае. Ну да ладно, зимние проблемы дизельного топлива в данном случае нас не интересуют. Сузим проблему и в дальнейшем, говоря о ДТ, будем подразумевать летнее.

Чем характеризуется дизельное топливо и каким параметрам оно должно отвечать? В отличие от бензинов, у которых одна из основных товарных характеристик — октановое число, определяющее детонационную стойкость, у дизельного топлива такой характеристикой является цетановое число (цетановое число — это объемное процентное содержание цетана в смеси с а-метилнафталином, характеризует способность топлива к самовоспламенению) в соответствии с ГОСТом или дизельный индекс в соответствии с ТУ.

Соответствие дизельного индекса и цетанового числа

Дизельный индекс 20 30 40 50 60 70
Цетановое число 30 35 40 45 55 60

Дизельное топливо достаточно хорошо работает в моторе, если его цетановое число колеблется от 40 до 60.

При более высоком или низком цетановом числе ДТ не дает двигателю возможности развернуться в полную силу, вследствие чего падает мощность, увеличивается расход топлива и количество вредных продуктов сгорания и т. д. В соответствии с ГОСТ 305-82, а также, в частности, с TУ 38.

10 11348-90, практически все дизельное топливо должно производиться с цетановым числом не менее 45. С точки зрения эксплуатации, это означает, что уже в ГОСТе заложена небольшая «мина». Попробую растолковать.

Для того чтобы дизельный мотор худо-бедно завелся в теплое время года (средняя температура воздуха — около 18° С), необходимо и достаточно, чтобы цетановое число ДТ равнялось 40, зимой же для того, чтобы дизель запустился, оно должно быть не менее 45.

Понимаете, к чему клоню? В 1982 г.

посчитали, что ГОСТ зафиксировал «необходимо достаточное» число, а про различные высокооборотные дизеля и думать забудьте! То есть наше родное дизельное топливо, которое сегодня продается на АЗС и полностью соответствует ГОСТу, рассчитано в первую очередь на «литражные» моторы KAМАЗов и МАЗов и никоим образом не может служить достойным питанием для современных экологически чистых высокооборотных дизельных моторов. Они работают на ДТ с цетановым числом 50 и более единиц. Почему многие именитые автопроизводители, например, «Toyota», «Nissan», «BMW», «Mercedes-Benz» и другие, не очень охотно поставляют в Россию свои автомобили в комплектации с дизелями, особенно с дизельными моторами малого объема? Да потому, что ДТ, и в первую очередь его цетановое число, у нас того не соответствует требованиям к топливу, предназначенному прежде всего для моторов с непосредственным впрыском. А кому вы выгодно ввозить автомобили, чтобы потом, через пару месяцев, заниматься ремонтом не только топливных систем, но и самих моторов?

Некоторые «объемистые», но маломощные атмосферные и наддувные дизельные моторы («Mazda В2500», «Mitsubishi L200» и т. д.) с рабочим объемом от 2,5 л и мощностью от 80 до 110 л. с.

еще кое-как переваривают то пойло, которое им предлагает самая богатая нефтью страна в мире, а более серьезные моторы (высоконагруженные, с малым рабочим объемом) порой просто отказываются жить и работать либо живут не очень долго и успешно.

Но в этом вина не только цетанового числа, но и большого количества в ДТ серы, парафинов, воды и т. п.

В Европе сейчас в соответствии со всемирной хартией производителей топлива ДТ изготавливается с цетановыми числами 48, 53 и 55 (предполагается до 58 (ДТ с цетановым числом более 60 нецелесообразно, так как двигатель начинает работать в неблагоприятном мощностном режиме, увеличивается и расход топлива)), и вполне разумно предположить, что моторы делаются с расчетом именно на эти показатели. Так что, заправив бак отечественным дизельным топливом, не удивляйтесь, что ваш импортной дизель, выпущенный после середины 90-х гг.. вдруг начнет «колбаситься» и очень жестко работать — скорее всего, его (или его настройки) не устраивает цетановое число солярки.

Но, как тут уже было сказано, еще одним врагом дизеля является сера. Большое количество ее не только вредит окружающей среде, но и увеличивает опасность коррозии мотора изнутри.

Наши ГОСТы допускают наличие серы в количестве 0,2%, международные стандарты — 0,03%. Как говорится, почувствуйте разницу Бороться с серой научились во всей мире, начиная с процесса изготовления ДТ и кончая изменениями свойств готового ДТ путем добавления различных присадок.

У наших производителей воз и ныне там Нередко на АЗС можно залить в бак дизельное топливо с цетановым числом 35-39 и содержанием серы до 0,6%, не говоря уже о непонятном фракционном составе. Зато дешево и сердито.

Дешево — для производителя и продавца, а сердито — для конечного потребителя.

И, наконец, чтобы покончить с цетаном, заметим, что на практике иногда применяют цетановый индекс, или ЦИ. Его в свое время ввели для того, чтобы сэкономить деньги на муторную операцию получения цетанового числа путем исследования ДТ на специальной установке.

ЦИ — это чисто теоретическая «штучка» (ГОСТ 27768-78), его рассчитывают, исходя из фракционного состава и предполагаемого цетанового числа. В принципе, это химера, т. е. очень удобная лазейка, которой, несомненно, пользуются нечистые на руку продавцы и производители.

Что делать? В ближайшее время мы предложим варианты «выживания».

Продолжение на этой странице: Методы и способы улучшения дизельного топлива.

И. Лагутин, «Катера и яхты», 2006 г.

В раздел «Лодочные моторы»

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Источник: https://vodnyimir.ru/primenenie-dizelnogo-topliva-tcetanovoe-chislo-dizelnyi-indeks.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПРО Технику
Как работает пароочиститель для дома

Закрыть