Блюминг что это такое

4 этапа проката металлов методом блюминга

блюминг что это такое

После выплавки стали в металлургическом цеху происходит прокатная обработка стального слитка. Прокат позволяет получить металл нужной толщины, а примером обкаточной технологии является блюминг. Из каких этапов состоит прокат стали методом блюминга? И чем эта технология отличаются от слябинга? Ниже мы в деталях рассмотрим все эти вопросы.

Прокатная обработка металлов — блюмы и слябы

На конечном этапе металлургического производства осуществляется обработка металлов методом прокатки. С помощью прокатки можно получить различные заготовки. Однако чаще эта технология используется для получения специальных слитков-полуфабрикатов — блюмов либо слябов. По ряду показателей слябы и блюмы очень похожи, однако между ними и есть ряд отличий:

  • Блюмы. Представляют собой стальные полуфабрикаты в виде квадратных слитков со слегка закругленными концами. Получают блюмы-полуфабрикаты методом обжатия на специальных станах. В большинстве случаев слитки-блюмы весят 10-15 тонн, сторона слитка составляет 15-45 см, а длина — от 1 до 5 м. Блюминг-станы также используются и для получения некоторых изделий — балок, швеллеров и так далее.
  • Слябы. Слябы также представляют собой стальные полуфабрикаты, однако от блюмов они отличаются габаритами. Сляб имеет вид длинной полосы четырехугольной прямоугольной формы. Толщина 10-25 см, а ширина — от 3 см до 2 м (длина обычно находится в пределах 1,5-5 метров). Слябы получают на специальных слябинг-станах, которые имеют отличное строение от блюминг-станов.

Технология блюминга

Блюминг имеет вид двух станин, которые объединены в клетьевую установку (высота от 6 до 10 метров).

Станины представляют представляют собой вращающиеся отливки, на которые крепятся крупные металлические валки из стали с никелевыми и хромовыми добавками.

Технология работы подобной установки очень проста: валки под действием электрического тока осуществляют медленное вращение вокруг своей оси, а при попадании между ними стального слитка происходит его обжатие — в результате образуется блюм.

Обратите внимание, что верхний валок обычно имеет встроенный электропривод для подъема и опускания установки — за счет этого происходит регуляция толщины слитка-блюма. Помимо этого блюминг-установки оснащены вспомогательными элементами — запасными электрическими двигателями, системами охлаждения, установками подачи смазочных материалов на поверхность валков и так далее.

Также обратите внимание, что это общая схема. На практике встречаются также многоклетьевые установки, блюминги с реверсивной подачей заготовки, установки с тремя валками и так далее.

Самой большой популярностью в России пользуются установки блюминг-1300 и 1150, которые показывают хорошие технико-эксплуатационные показатели, редко ломаются и не требуют специального ухода.

Также существуют и более современные установки, а самые мощные агрегаты промышленного типа могут давать порядка 5-6 миллионов блюмов в год.

Преимущества

У технологии блюминга есть масса преимуществ, которые отсутствуют у конкурирующих технологий проката:

  • Можно регулировать степень подъема верхней валки — благодаря этому можно регулировать степень обжатия полуфабриката-блюма, а также регулировать его общую толщину.
  • Есть возможность управления скоростью обкатки — это заметно упрощает процесс обкатки, что позволяет получить заготовку высокого качества.
  • С помощью одних и тех же валков можно получить разные по массе и диаметру сечению блюмы. Это заметно увеличивает производительность блюминг-стана. В случае изменения заказа оператору не придется менять установку целиком, достаточно будет лишь немного изменить параметры.

Блюминг-цех обычно состоит из трех основных частей. В первом блоке монтируются электрические двигатели для вращения станин на блюминг-установках.

Обычно монтируется сразу несколько моторов — как на случай аварии, так и для ситуаций, когда требуется дополнительная мощность для агрегатов. Во втором блоке непосредственно монтируется блюминг-установка + различные вспомогательные механизмы подачи металлических заготовок.

Третий блок является вспомогательным — здесь собираются и хранятся все отходы производства (окалины, обрезки и так далее).

Этапы проката металла

Давайте теперь узнаем о том, как непосредственно происходит прокатка металла методом блюминга:

Нагрев

Перед обкаткой необходимо выполнить разогрев металлической заготовки. Это позволит придать материалу пластичности, что положительно скажется на качестве его обкатки. Для нагрева слитки с помощью кранов помещаются в специальные колодцы, где их нагревают до 1300 градусов.

Для более оптимального нагрева слитки обычно помещаются в вертикальном направлении вдоль одной из стен колодца. Время нагрева слитков напрямую зависит от их начальной температуры. Если в колодцы помещаются полностью холодный металл, то нагрев осуществляется порядка 14 часов.

Если же слитки поступают в колодцы с температурой 500-800 градусов — то не более 8 часов.

Доставка, взвешивание, перемещение

После нагрева слитки достаются из колодца с помощью все тех же кранов. Происходит взвешивание нагретых слитков. Затем оператор выбирает формат размещения слитков, а при необходимости он может осуществить разворот слитков методом кантования на 180 градусов.

Зачем это нужно? Дело все в том, что в случае размещения «неспокойной» стали в стандартном направлении получится большое количество обрезков и окалин.

Разворот слитка донной части позволит уменьшить количество «мусора», что очень важно с точки зрения экономии производства.

Обжатие

Теперь происходит непосредственно обжатие слитка на блюминг-установке. Обжатие обычно осуществляется в 10-15 пропусков — в зависимости от того, какой диаметр итогового блюма-полуфабриката вам нужно получить. За один обжим заготовка обычно уменьшается в размерах на 5-15 сантиметров. Полный цикл прокатки занимается 30-60 секунд (при максимальной скорости 7-8 м/с). Обжатие является достаточно трудоемким и сложным мероприятием, а осуществляют его операторы блюм-машин.

Финальная обработка готового блюма

После получения блюм-полуфабриката осуществляется финальная обработка. Для обработки обычно используются специальные МОЗ-машины, которые по сути представляют собой модифицированные горелки. После обработки блюмов с помощью горелок осуществляется обрезка.

Сперва отрезаются плохие концы заготовки, а потом с помощью специального режущего аппарата блюм режется на несколько равных частей. Согласно нормам ГОСТ в конце на все части блюма нужно нанести специальное клеймо. На котором должна будет указана техническая информация — марка стали, номер производственного цикла, базовые сведения об операторе.

В конце с помощью конвейерной ленты блюмы отправляются на склад для финальной маркировки и хранения.

Разница между блюмингом и слябингом

На технологию блюминга очень похож слябинг. В чем же между ними разница? Главное отличие заключается в том, что на слябинг-машине установлена не 1, а 2 пары валков. Они расположены друг относительно друга в перпендикулярном направлении. Во время проката слиток-заготовка обжимается сразу в двух направлениях.

Может показаться, что слябинги пользуются более большой популярностью в металлургии, однако это абсолютно не так. Дело все в том, что продуктивность слябинг-стана в 2-2,5 ниже, чем продуктивность блюминга. Поэтому сегодня эти два метода используются наравне друг с другом для решения разных технологических задач.

Также стоит обратить внимание, что во всем мире блюминг-технология достаточно давно вышла из употребления. Почему это произошло? Вызвано это тем, что блюминг все же далеко не идеален. Его главный минус — при прокате образуется большое количество окалины и обрезков.

Из-за этого увеличивается конечные расходы стали, что негативно влияет на ее конечную цену для потребителя. Поэтому сейчас блюминг-установки остались в основном на территории бывшего Советского Союза.

Во всем остальном мире используются более современные и экономные методы проката стальных заготовок.

Заключение

Подведем итоги. Блюминг — это технология проката, которая позволяет получить квадратные стальные заготовки-блюмы. С технической точки зрения блюминг-машины имеют вид двух станин, к которым прикреплены валки — они вращаются и осуществляют обкатку заготовок. Непосредственно перед обкаткой осуществляется нагрев исходного материала — это позволяет сделать сталь более пластичной.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как поставить передний мост на юмз

В конце после обкатки блюмы проходят термическую обработку, а также маркирование. На технологию блюминга похож слябинг.  С помощью слябинга можно получить не квадратные, а прямоугольные заготовки. Технология блюминга применяется в основном на территории Украины и России. В других странах подобный метод проката заменили более современные технологии.

Источник: https://martensit.ru/prochie/blyuming/

Блюминг: технология, применение, отличие от слябинга — Токарь

блюминг что это такое

Завершающим этапом выполнения цикла металлургических операций является прокатное производство, в цехах которого используется мощный прокатный стан – либо блюминг, либо слябинг.

Технология работы и использование

Блюминг собой представляет систему 2-ух станин, объединенных в клеть высотой 7-9 м. Станины — это тяжелые чугунные или стальные отливки, закрепленные на плитовине. В станинах установлены валки диаметром 800-1500 мм, длина бочек валков 2000-2800 мм. Валки делаются из хромо-никелевой стали.

Между валками, приводимыми в движение главными электрическими двигателями, происходит обжатие стального слитка. Верхний валок оборудован работающими от электричества механизмами подъема и опускания, что дает возможность прокатывать разные по толщине слитки.

Блюминги оснащены автоматическими системами, системами охлаждения и подачи смазочных материалов, разными пневматическими и гидравлическими механизмами.

  1. По сортаменту блюмов, продуктивности, схеме прокатки.
    • одноклетьевые реверсивные – самые популярные станы дуо (с 2-мя валками), нечасто используются станы трио (с тремя валками);
    • многоклетьевые (двухклетьевые реверсивные дуо и непрерывные).
  2. По диаметру рабочих валков блюмингов.
Вид Диаметр валков, мм
небольшой 850-1000
усредненный 1050-1150
большой 1200-1500

Стандартные блюминги российских прокатных цехов – блюминг-1150 и блюминг-1300 (конструкция завода Уралмаш). Они имеют хорошие устройство, безотказны в работе, высокопроизводительны. Современные агрегаты делают до 6 млн. т заготовок в течении года.

Главные технологичные положительные качества блюмингов:

  • возможность управления величиной обжатия в отельных пропусках;
  • управление скорости процесса, которая устанавливается стадией прокатки, длиной прокатываемых полос и качеством стали;
  • обжатие на одном наборе валков слитков различной массы в различные по сечению блюмы.

Оснастка блюмингов размещается в большинстве случаев в границах трех пролетов:

  1. В первом пролете установлено электрическое оборудование, обеспечивающее работу прокатного стана.
  2. В другом пролете находится блюминг со всеми обслуживающими устройствами и механизмами.
  3. В третьем пролете собирается окалина, обрезки и остальные железосодержащие отходы цеха.

Слитки подаются в обжимозаготовочное отделение в виде:

  • непрерывнолитой заготовки (после машины непрерывного литья МНЛЗ);
  • слитков (при разливке стали в изложницы).

Технология прокатки включает несколько ключевых стадий.

  1. Нагрев чтобы придать металлу пластичности.

    Слитки после сталелитейного цеха доставляются в стрипперное отделение, где их вынимают из изложниц. Перед обжатием их следует нагреть до 1260-1300 °С. Нагрев выполняется в специализированных колодцах (регенеративных или рекуперативных). Слитки в них садятся мостовыми или клещевыми кранами. В основном, это слитки одной плавки.

    Для обеспечения одинакового нагрева слитки располагают вертикально прибыльной частью вверх, вдоль боковых стен колодца. Если слитки поступают на нагрев в холодном состоянии, то длительность нагрева составляет 12-16 часов.

    Более успешный, с точки зрения ресурсо- и энергосбережения, горячий посад, другими словами слитки, не успевшие остынуть после разливки, температурой 400-1000 °С. Их время нагрева составляет 4-8 ч.

  2. Доставка к прокатному стану.

    Слитки вынимаются из колодцев при помощи крана. Если нагрев осуществлялся в колодцах ближних групп, то слитки перемещаются к неподвижному опрокидывателю краном, после на приёмный рольганг стана. Из дальних колодцев слитки к приемному рольгангу доставляются по ЖД пути слитковозом.

  3. Взвешивание и кантовка.

    Взвешивание слитка происходит в режиме автомат на приёмном рольганге. Если выполняется обжатие слитков из спокойной стали, то их кантуют на 180 градусов и подают в клеть донной частью. Это уменьшает кол-во появляющеся обрези и увеличивает результативность захвата слитков валками.

  4. Обжатие.

    Слитки обжимаются по установленному заблаговременно режиму обжатия, количеству пропусков, порядку кантовок и частоты вращения валков. За один пропуск слиток обжимается на 40-120 мм. Обжатие может выполняться в 9-17 пропусков. Их кол-во устанавливается начальными размерами слитка и конечными размерами получаемого блюма.

    Общая длительность цикла прокатки от 40 до 70 сек. Скорость прокатки не больше 7,2 м/с. После прокатки блюм имеет температуру 1100-1150 °С.При прокатке, от пропуска к пропуску, делают меньше межвалковый просвет рабочей клети блюминга за счёт опускания верхнего валка, а нижний не меняет собственного положения.

    На валках находятся ручейки, они собой представляют кольцевые проточки. Ручейки нижнего и верхнего валков составляют калибр. На первой стадии слитки прокатываются на цилиндрической гладкой части валка (бочке). На следующей стадии докатываются в ячеистых калибрах.

    Для поперечного перемещения раската, направления его в валки и правки искривленного раската служат манипуляторные линейки. С левой части перед клетью ставится кантователь, который кантует заголовку на 90 градусов. Любой из рабочих валков приводится во вращение индивидуальным двигателем.

    Кантовку раската, задачу металла, пуск и реверс стана, поднятие и опускание верхнего валка делают операторы на должности управления.

  5. Обработка блюма.

    Убирание недостатков с поверхности блюма – финишная стадия процесса. Для этой цели используются машины огневой зачистки (МОЗ). В рабочем пространстве МОЗ находятся горелки, благодаря которым оплавляется поверхность профиля. Раскат двигается со скоростью 0,30-0,80 м/с.После зачистки блюмы отправляются на резку.

    При помощи мобильных салазковых пил или ножниц обрезаются плохие концы и блюм режется на мерные длины.Отрезки сбрасываются на конвейер уборки отходов сталкивателем. Большой скрап убирается специализированным механизмом с коробами на тележках, который в большинстве случаев предусматривается под рабочим рольгангом.

  6. Клеймение и штабелерование.

    На торец каждой порезанной заготовки наноситься клеймо: номер плавки, марка стали, номер смены. После блюмы конвейером перевозяться к штабелеровщику на склад заготовок.

Выход блюмов составляет не больше 90 % от массы слитков.

: Железная руда — месторождения, добыча, свойства, обогащение

2 Первый этап прокатки стальных блюмов

Когда слитки поступают на обжимной станок из сталеплавильного цеха (а именно из его стрипперного участка), перед прокаткой их требуется обязательно прогреть.

Данная операция выполняется в специальных нагревательных камерах, именуемых металлургами колодцами. В такие колодцы заготовки подаются в вертикальном положении клещевым колодцевым краном.

Необходимость именно вертикальной подачи обусловлена двумя факторами:

  • возможностью забирать слитки после прогрева все тем же краном (не нужно конструировать и вводить в процесс дополнительные машины и механизмы);
  • достигаемой равномерностью нагрева стали.

В обжимном цехе может быть смонтирован один большой колодец, но чаще применяется схема с двумя камерами. На очень крупных металлургических предприятиях можно увидеть и больше колодцев, которые обычно объединяются в группы по 2–4 камеры.

Описываемые нами колодцы имеют садку от 100 до 200 тонн, относятся они к категории рекуперативных сооружений, которые подогреваются комбинацией коксового и доменного газа сверху либо снизу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как подключить генератор к сети дома схема

В камеры следует подавать предварительно нагретые до 800–900 градусов заготовки.

Если загружать колодцы холодным металлом, время на его подогрев в таких сооружениях значительно увеличивается (до 3 раз), что приводит к увеличению себестоимости металлургической продукции.

Снятие с железнодорожных платформ заготовок, поступающих из сталеплавильного цеха, их посадка в рекуперативные камеры, выемка из колодцев и в слитковоз осуществляется при помощи кранов мостового типа, которые способны работать с грузами до 50 тонн.

Блюминг-слябинг 1150

В отличие от рассмотренных выше обжимных станов нагревательные колодцы блюминга-слябинга расположены перпендикулярно становому пролету. Это сделано для того, чтобы вдвое сократить пробег слитковоза и обеспечить тем самым высокий ритм прокатки (рис. 152).

Состав оборудования блюминга-слябинга 1150 в общем аналогичен составу оборудования рассмотренных выше обжимных станов. Блюминг-слябинг 1150 предназначен для прокатки блюмов сечением 300×300 и 370×370 мм из слитков массой 7—10 т и слябов сечением 120÷150×700÷1550 мм из листовых слитков массой до 20 т.

Двухвалковая реверсивная рабочая клеть имеет валки диаметром 1150 мм с длиной бочки 2800 мм. Привод валков индивидуальный от двух электродвигателей мощностью по 4600 кВт при частоте вращения 2 с-1. Величина подъема верхнего валка составляет 1520 мм; скорость установки верхнего валка 180 мм/с.

Уравновешивание верхнего валка — грузовое.

В отличие от существующих блюмингов клеть оборудована кантователями с передней и задней сторон. После прокатки раскаты подвергают обработке на машине огневой зачистки.

От ножниц горячей резки блюмы поступают на полунепрерывный заготовочный стан 950/700/500, а слябы по цепному транспортеру на склад слябов.

4 Несколько слов об истории создания обжимных станов

Американец Холлей в начале 1870-х годов впервые использовал станы с тремя валками для обжатия заготовок, выплавленных по бессемеровской технологии. Впоследствии он улучшил свою прокатную методику и запустил в работу трио-станы с высоким уровнем механизации. На них можно было прокатывать заготовки с относительно малым весом.

А вот британец Рамсботом создал в 1880 году реверсивный стан с двумя валками, на котором была реализована схема вращения валков в переменных направлениях.

На таком оборудовании можно было обрабатывать металлургические полуфабрикаты до 5–6 тонн.

В 1902-м дуо-методика стала особенно востребованной за счет того, что Ильчнер создал реверсивный электропривод, который в разы повышал эффективность прокатных операций.

В Советском Союзе первый обжимной стан появился в 1933 году на меткомбинате в Макеевке. Его построили по чертежам немецких специалистов. А собственный стан советские инженеры создали лишь после второй мировой войны. Авторы этого проекта (А. Истомин и А. Целиков), а также коллектив специалистов, работавших с ними, даже получили премию имени Сталина за свою разработку.

Источник: https://nzmetallspb.ru/benzoinstrument/blyuming-tehnologiya-primenenie-otlichie-ot-slyabinga.html

Слябинг что это такое

блюминг что это такое

  • 4. Сортамент проката.
  • 5. Сортовой прокат.
  • Слябинг

Самые мощные обжимные станы – блюминги и слябинги.

Блюминг– реверсивный дуо-стан продольной прокатки с диаметром валков до1400 мм, на котором прокатывают слитки массой 5-15 тонн в квадратные заготовки – блюмы сечением от 150150 до 450450 мм, которые в дальнейшем используются для получения сортового проката. Слитки прокатываются между верхним и нижним валками.

Подача слитков в рабочую клеть производится роликами рольганга.Слябинг– заготовочный стан, на котором слитки массой 7-25 тонн прокатываются в полосы – слябы (прямоугольные заготовки для последующего листового проката) толщиной 125-225 мм и длиной до 5000 мм.

Производительность блюмингов и слябингов – 6-10 млн. тонн в год. 36

4. Сортамент проката

Металлургическая промышленность России выпускает разнообразные виды проката, отличающиеся по форме поперечного сечения и размерам. Все эти изделия стандартизованы. Перечень прокатываемых изделий с указанием формы профилей и их размеров называется сортаментом проката.

Хотя сортамент прокатных изделий весьма обширен, всё же представляется возможным весь прокат разбить на следующие группы:

Периодический прокат (переменная площадь поперечного сечения)

Специальный прокат (бандажи, колёса и др.). 37

5. Сортовой прокат

Наиболее разнообразной является группа сортового проката, который подразделяется на простые и фасонные профили. К простым профилям относятся профили простой геометрической формы (круг, квадрат, полосы плоского сечения). Прокат сложного поперечного сечения относится к фасонным профилям.

В зависимости от назначения фасонные профили подразделяются на профили общего или массового потребления (угловой профиль, швеллеры, двутавровые балки, шестигранные профили и др.) и профили специального назначения (железнодорожные рельсы широкой и узкой колеи, трамвайные рельсы, профили сельскохозяйственного машиностроения, электропромышленности, нефтяной промышленности и др.).

В прокатных цехах производят более 1600 размеров простых профилей, более 1100 фасонных профилей общего потребления и примерно 1350 размеров профилей специального назначения.

Источник: https://crast.ru/instrumenty/sljabing-chto-jeto-takoe

Блюминг — технология, применение, отличие от слябинга

Завершающим этапом выполнения цикла металлургических операций является прокатное производство, в цехах которого используется мощный прокатный стан – либо блюминг, либо слябинг.

Броня Победы

О неоценимой роли Магнитки в годы Великой Отечественной войны сказано и написано немало. Каждое из свидетельств добавляет новые детали в революционное новаторство по выплавке броневой стали, которое привнесли металлурги Магнитогорска.

Одно из произведений принадлежит перу журналиста газеты «Труд» Илье Пешкину, который в первые месяцы войны был командирован на металлургический комбинат.

Илья Соломонович хорошо известен советским читателям как автор книг о рабочих-новаторах, истории техники, часть из которых была создана на основе документальных материалов, очерков о металлургах Магнитки: «Семья Коробовых», «Люди и машины», «Люди и сталь», «Как рождается сталь», «Русский металл», «Покорение железа». В преддверии Дня Победы публикуем сокращённый вариант мемуаров Ильи Пешкина «Сталь броневая, магнитогорская» из серии «Военная литература».

Первая плавка

Хотя Магнитогорск отстоял от фронта военных действий почти на три тысячи километров, нетрудно было себе представить значение этого не обозначенного ни на одной стратегической карте участка. В мыслях об этом я проходил мимо строя мартеновских печей. Как обычно, одни печи загружали железным ломом, в другие заливали чугун, на третьих шла доводка Спустя немного времени к печи подошли люди, и среди них Г. И. Носов.

С тех пор, как я повстречался с Г. И. Носовым в мартеновском цехе Кузнецкого комбината, прошло лет семь. Носов сильно изменился, он пополнел, и это придавало его высокой фигуре значительность. На лицо его легли глубокие морщины, под глазами были мешки. А ведь ему было 36 лет.

«23 июля 1941 г.  из 185-тонной мартеновской печи № 3 была выпущена первая плавка броневой стали. Сталь варили дуплекс-процессом, для чего печь № 3 была переделана на «кислую». Плавку варили сталевар Дмитрий Жуков и мастер Егор Сазонов.

Сталь получилась годной, и тут же приступили к устройству «кислого» пода на печи № 15″. Так записано в хронике завода. О том, что в Магнитогорске сварили первую плавку броневой стали, рассказал мне на следующий день директор Г. И.

Носов, предупредив, что пока печатать об этом нельзя.

— Мы уже начали варить броневую сталь дуплекс-процессом. Этот процесс очень медленный, и таким образом рискуем потерять значительную часть нашей производительности. Слишком большой урон понесем. Есть ли, однако, другой путь?

Он задумался и, мне показалось, заколебался — сказать или не сказать — и всё же сказал:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как лечить нейросенсорную тугоухость

— Мы намерены отказаться от канонизированной технологии производства броневой стали, попытаемся получить такую сталь в большегрузных мартенах прямым путём. Против нас вся практика, весь мировой опыт, вся наука.

Нарком командировал к нам из Златоуста одного из старейших специалистов по качественным сталям — Петра Егоровича Бояршинова. Предоставим Петру Егоровичу печки в ремонтно-механическом цехе. Однако на этом останавливаться  не вправе. Иван Фёдорович Тевосян командировал к нам не одного Петра Егоровича.

Сюда прибыло ещё «бронебюро», которое уже ряд лет занимается изысканием новых методов выплавки броневой стали.

Восьмитонные слитки броневой стали, сваренной в 185-тонных печах, таили великую тайну: годна ли эта сталь, чтобы прокатать из нее толстые листы? Сможет она защитить бойцов, которые спустятся в люки танков, от бронебойных снарядов врага?

Шёл второй месяц войны — горькое время, хотя ход военных операций развёртывался вовсе не так, как это было предусмотрено гитлеровским планом «Барбаросса». С первых же дней фашистское командование убедилось, что война против СССР не «прогулка по Европе».

Неожиданное решение

Уже после войны мне не раз приходилось встречаться с Г. И. Носовым, и он во всех подробностях описывал, как решили эту задачу.

— Возник ряд проектов, где установить броневой стан, — рассказывал Григорий Иванович. — Оказалось, что всюду стан будет мешать нормальному ходу производства. В разгар дискуссии в кабинете появляется заместитель главного механика комбината Николай Андреевич Рыженко. Он один из наших старых кадровиков, знает каждый уголок завода, каждый стан. Рыженко всегда там, где более всего нужен. Он всегда находит самые неожиданные выходы из труднейших положений.

— Ваше мнение, где можно поставить стан? — спрашиваю Рыженко.

Он будто собирается с духом и говорит:

— Где бы мы ни поставили его, он будет не на месте. А затем на монтаж стана уйдёт слишком много времени, его у нас нет.

Этого я от Рыженко не ожидал, никак не думал, что он впадёт в панику. Мне хотелось его оборвать, даже накричать на него: ещё чего не хватало, чтобы наши работники пытались ревизовать указания Москвы, решения ГКО! Но я сдержал накипавшую ярость и правильно сделал.

Рыженко продолжал излагать свои мысли:

— Уверен, что мы можем гораздо скорее и в больших количествах получить броневой лист.

— Каким образом? — уже не сдерживаясь, почти кричу я.

— Будем катать броневые листы на блюминге.

— Катать броневые листы на блюминге?! Явная несуразица, — выкрикивает начальник блюминга.

Не только начальник блюминга поражён этой идеей, но и все присутствующие. Это что-то совершенно необычное, такое, что никому не могло прийти в голову.

Но ни одной идеей нельзя пренебрегать, ни одну нельзя отбрасывать, прежде чем её всесторонне не осмыслишь, не изучишь, не проверишь. Тем более, если идея исходит от Рыженко. Он имел право на внимание.

Завод ему многим был обязан, многие сложные механизмы переделаны по его проектам. В этом человеке сочетаются тонкий конструктор и отличный организатор.

— Вы хорошо продумали этот вопрос? — спрашиваю я его.

Не спеша, Рыженко отвечает:

— Во-первых, габариты блюминга разрешают прокатывать листы необходимого размера. Во-вторых, мощности блюминга вполне достаточны. Остается только вопрос, как кантовать, переворачивать заготовку и затем убирать лист.

У Рыженко для этой цели наготове простые и остроумные приспособления, и он тут же демонстрирует эскизы. Всё убедительно.

Прошло совсем немного времени, с тех пор как на Магнитогорском металлургическом комбинате был пущен блюминг № 3. Работники завода не могли им налюбоваться, такой он был красавец. Блюминг был сделан на Уральском заводе тяжёлого машиностроения и даже внешне казался как-то солиднее, мощнее ранее установленного, поставленного германской фирмой «Демаг».

— На демаговском блюминге я бы не стал предлагать катать броню. А на нашем,  уральском, это сделать можно. Ничуть не сомневаюсь, — подчёркивает Рыженко.

Теперь все взоры обращены на начальника блюминга. Он бросается в бой. Вскакивает и, страшно возбуждённый, заявляет:

— Это величайшая нелепость. Блюминг полетит ко всем чертям. Нажимные винты не выдержат. Броневые листы на блюминге — это фантазия, которая плохо кончится. Мощности двигателей не хватит.

В воздух на паровозе

Кто же из них прав? Рыженко или начальник блюминга? Путь, предложенный Рыженко, быстро разрешает острейшую проблему. Он позволит ускорить начало производства броневого листа на много недель. Но нельзя с ходу отбросить прочь доводы начальника блюминга. В такое время вывести из строя самый мощный в стране блюминг. «Немыслимо подняться в воздух на паровозе», — сказал начальник блюминга. Но время-то необыкновенное, и решения нужны очень смелые.

На второй день совещание продолжается. Рыженко во всеоружии расчётов снова доказывает, что его план реален и осуществим. Завод может начать прокатывать броню самое большее через десять дней. У Рыженко уже появились и союзники: главный калибровщик Бахтинов, научные работники горно-металлургического института; они всю ночь проверяли расчёты. Однако начальник блюминга продолжает стоять на своём. Он пришёл, вооружённый своими расчётами, а также толстыми томами учебников, руководств.

— Это чистая авантюра, — горячится начальник блюминга и бросает Рыженко тяжёлое обвинение: — Вы ищете лёгких успехов

В этот момент раздаётся характерный звонок аппарата ВЧ, телефонного аппарата прямой связи между кабинетом наркома и комбинатом. Говорит нарком чёрной металлургии И. Ф. Тевосян.

— Где вы всё-таки решили установить броневой стан? — спрашивает нарком.

— У нас возник вариант

На слове «вариант» нарком меня обрывает:

— Вы, вероятно, не отдаёте себе отчёта в серьёзности момента.

И тогда уж я во все горло кричу:

— Нет, отдаём! Будем катать броню на блюминге!

Теперь уж на другом конце провода замешательство. Нарком так же поражён этой идеей, как накануне был удивлён я сам. Излагаю суть предложения Рыженко, привожу доводы «за» и «против», подробно излагаю возражения начальника блюминга. Но нарком уже загорелся идеей.

— Без риска, — говорит он, — ничего не делается. От того, как скоро мы дадим броню, зависит весь ход войны. Весь ход! Вы это понимаете?

Кладу трубку. На какое-то время в кабинете воцарилось молчание, как будто ждали приговора.

— Что сказал нарком? — наконец робко спрашивает кто-то из тех, кто пока держался нейтралитета.

— Нарком верит, что мы настоящие советские инженеры и сумеем решить трудную задачу, когда этого требуют интересы страны. Кроме нас, никто этого сделать не может. Николай Андреевич, когда могут быть изготовлены приспособления?

— Их можно сделать за восемь-десять дней.

— Итак, восемь дней. Начинайте подготовку. Ответственность на вас и Бахтинове. Действуйте вместе.

Начальник блюминга как будто весь съёживается, всеми фибрами души он протестует против этого плана. Но приказ есть приказ. А тем временем вновь раздаётся звонок из Москвы. У аппарата снова нарком.

— Ваш план, — сообщает Иван Фёдорович, — принят. Если организуете прокатку броневого листа на блюминге и сможете выиграть два-три месяца, Родина вам скажет большое спасибо.

Источник: http://magmetall.ru/contribution/21959.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПРО Технику
Аммиачная селитра что это

Закрыть